Топливо раздора: судьбу 100 млн рублей и вопрос жизни полярников решит суд

Автор фото: ТАСС

68–я Российская антарктическая экспедиция раньше научных открытий породила судебную тяжбу. В пяти спорах решается судьба 100 млн рублей плюс вопрос жизнеобеспечения полярников.

В петербургском Арктическом и антарктическом научно–исследовательском институте (ААНИИ), по всей видимости, неправильно сформулировали задачу для участников конкурса по поставке топлива для новейшей ледостойкой платформы "Северный полюс" и могли нарушить закон "О контрактной системе", потребовав для 68–й Российской антарктической экспедиции топливо, которого не существует. Примерно с таким напутствием от Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт–Петербургу (УФАС) крупнейший в стране исследователь климата в Арктике и Антарктике начинает судиться с нефтетрейдером ООО "Торговая компания “Сокол”".
Слушание по существу первого из пяти споров начнётся 24 марта. В четырёх случаях "Сокол" требует признания недействительными отказов ААНИИ от контрактов и взыскания неустоек, в одном ААНИИ хочет взыскать с "Сокола" 1,7 млн рублей.

Перестали общаться

ААНИИ и "Сокол" летом 2022 года заключили три контракта на поставку топлива общей стоимостью примерно 100 млн рублей. "Сокол" выиграл их в тендерах. В первом контракте стоимостью около 8 млн речь шла о топливе для мобильных групп — техники, которой пользуются участники полярных экспедиций. Во втором "Сокол" должен был поставить керосин для вертолётов, обслуживающих новейшую ледостойкую платформу "Северный полюс" примерно за 10 млн, третий контракт — дизель для научно–экспедиционного судна "Академик Фёдоров", на котором в ноябре 2022 года стартовала 68–я Российская антарктическая экспедиция. Этот контракт самый дорогой, почти на 80 млн рублей. ААНИИ расторг его в середине октября, и отход "Академика Фёдорова" из петербургского порта практически совпал по времени с обращением "Сокола" в суд — компания не захотела терять такой заработок. ААНИИ тем временем пожаловался на "Сокол" в УФАС и потребовал включить его в реестр недобросовестных поставщиков.
"У нас десятки контрактов на поставку топлива государственным структурам, мы постоянно участвуем в госзакупках. Включение в реестр недобросовестных поставщиков фактически ставит крест на бизнесе компании. И особенно возмущает, что в ААНИИ нам даже не объяснили суть претензий — вдруг перестали общаться, под надуманными предлогами расторгли два из трёх контрактов в одностороннем порядке и пошли жаловаться в ФАС", — делится своим мнением коммерческий директор "Сокола" Илья Суворов.
Антимонопольное ведомство не оставило камня на камне в претензиях ААНИИ.
Например, по контракту на поставку 120 тонн реактивного топлива для "Северного полюса" комиссия УФАС пришла к выводу, что арктический институт получил больше топлива, чем указано в контракте, но, вместо того чтобы составить дополнительное соглашение и оплатить его, предъявил претензии в недостаче и полностью не заплатил даже сумму, указанную в контракте.
"Односторонний отказ… от исполнения контракта является неправомерным, так как заявлен… по основаниям, которые… не соответствуют фактическим обстоятельствам дела", — написано в решении петербургского УФАС, отказавшего в конце ноября прошлого года включать "Сокол" в реестр недобросовестных поставщиков.

Неизвестный дизель

Попытка включить в реестр "Сокол" из–за якобы имевших место нарушений при исполнении третьего контракта на заправку "Академика Фёдорова" привела и вовсе к неожиданному результату. Антимонопольное ведомство, похоже, уличило ААНИИ в попытке потребовать от "Сокола" поставить топливо с характеристиками, которые в российских ГОСТах отсутствуют.
"Участник уведомил Заказчика о… невозможности поставки дизельного топлива… по причине того, что топливо с указанными характеристиками не существует… В действиях Участника отсутствуют признаки недобросовестности, поскольку ООО “ТК Сокол” стремилось к исполнению контракта и в отсутствие поставки несуществующего вида топлива осуществляло действия для его исполнения…" — написано в решении УФАС от 15 февраля 2023 года.
"Топливо для антарктической экспедиции — это вопрос критического жизнеобеспечения её участников. Мы не будем нарушать ГОСТ, потому что, если в условиях вечной мерзлоты что–то пойдёт не так, это может привести к трагическим последствиям", — говорит Илья Суворов.
Двумя месяцами ранее антимонопольное ведомство констатировало нарушение ААНИИ закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (№ 44–ФЗ) при формировании извещения о закупке топлива для "Академика Фёдорова". Вместо требований к цене единицы топлива там было указано требование к его общему количеству.
На портале "Электронное правосудие" попытки ААНИИ оспорить решения ФАС не зафиксированы. В Арктическом институте ситуацию прокомментировали лаконично:
"Спор касается частичного неисполнения договорных обязательств со стороны контрагента", — заявил представитель НИИ.

Искать второе дно

Партнёр и руководитель петербургского офиса консалтинговой компании "Альтхаус" Александр Арбузов находит очень запутанной эту историю, в которой вопросов больше, чем ответов.
"Одна сторона заявляет, что ей поставлялось топливо с якобы “неправильными” характеристиками, но при этом “правильные” характеристики ГОСТАми не предусмотрены, другая почему–то поставила топлива, как утверждается, больше, чем предусмотрено контрактом, — но тогда зачем поставляла? Не оставляет ощущение, что в споре имеется “второе дно”, причины конфликта, которые скрыты за сухими строчками взаимных обвинений. Это тот случай, когда прояснить ситуацию может лишь суд. Причём без оглядки на факты и выводы УФАС, а самостоятельно — на основе объективного, всестороннего и полного исследования доказательств, установления всех обстоятельств", — полагает юрист.
Партнёр коллегии адвокатов Pen & Paper Станислав Данилов расценивает спор между Арктическим институтом и "Соколом" как возможную неудачную юридическую манипуляцию.
"Вероятно, с помощью этой манипуляции ААНИИ была попытка скрыть неспособность исполнить взятые на себя обязательства, но антимонопольная служба раскусила лукавство. Что касается судебной тяжбы — “Сокол” вряд ли претендует на продолжение отношений с таким партнёром, но отменить решения об одностороннем отказе от контрактов наверняка сможет, что убережёт его от репутационных рисков и от попадания в реестр недобросовестных поставщиков", — говорит юрист.
ООО "Торговая компания “Сокол”" зарегистрировано в Петербурге в июне 2018 года. По данным СПАРК, компания специализируется на оптовой торговле топливом, выручка за 2022 год составила 387,3 млн рублей. Единственный владелец и генеральный директор компании — Сергей Александров.