Потерянный рост: спрос на франшизы в Петербурге упал на 11%

Автор фото: Агентство "Москва"

Спрос на франшизы в Петербурге за год так и не смог восстановиться после обвала в прошлом марте. Предпочтения при этом сместились с кофеен и пекарен в сторону продуктовых магазинов и сервиса.

По итогам 2022 года падение спроса на франчайзинг в Петербурге составило 11%, поделилась эксперт каталога франшиз franshiza.ru Анна Рождественская. Несмотря на это, Северная столица сохраняет второе место в рейтинге регионов с самым высоким интересом к франшизам. На город приходится 6% рынка, что, впрочем, на 2 п. п. меньше, чем год назад. Отставание от столицы остаётся огромным: в Москве сосредоточено 21% российских франшиз.
Федеральная статистика franshiza.ru показывает, что оборот рынка франчайзинга по итогам года вырос на 19% — до 2,78 трлн рублей. В немалой степени это связано с увеличением среднего чека для конечного потребителя практически во всех сферах бизнеса. Число занятых во франчайзинговых сетях увеличилось на 9% — до 1,24 млн сотрудников. На начало 2023 года в России насчитывалось 3249 франшиз (+5% год к году). При этом в прошлом году около 280 франчайзинговых сетей свернули свою деятельность на территории РФ, среди них как международные, так и российские компании.
В течение прошлого года на петербургском рынке франчайзинга не ощущалось сильных колебаний спроса. Для сравнения: в Москве и в целом по стране с марта по середину апреля был заметен спад интереса, который затем начал выравниваться и достиг пика к началу сентября (а к концу сменился вторым спадом). "В Петербурге после мартовского провала мы не фиксировали ярко выраженных всплесков, рынок понемногу выравнивался, но не достиг показателей февраля 2022 года по количеству заявок", — рассказала Анна Рождественская.
Эксперт выделяет ещё одну характерную тенденцию прошлого года. Раньше с точки зрения интереса к тем или иным видам бизнеса Петербург всегда немного отличался от других городов — здесь были популярны кофейни, пекарни. В 2022–м ситуация сравнялась с общероссийской: наиболее востребованными стали франшизы постоянного спроса (продуктовые магазины, магазины у дома, сервис, образование, фастфуд).
По словам основателя и управляющего партнёра компаний TopFranchise.ru и TopFranchise.com Василя Газизулина, в Петербурге не наблюдается спада в сегменте детского образования и другого бизнеса, связанного с детьми. Уверенно чувствуют себя индустрия красоты и общепит. Спросом пользуются франшизы, связанные с ЗОЖ, в том числе фитнес–клубы небольшого формата и медицинские клиники. Отдельно Газизулин выделяет такую перспективную нишу, как IT–франчайзинг.
По его мнению, события 2022 года не нарушили планов по экспансии у владельцев франшиз. "Лидеры в этом — компании общественного питания (в Петербурге — “Суши Wok”), детского образования — STEM, оно сейчас активно экспортируется. В Дубае открываются филиалы петербургских салонов красоты. В столицу Пакистана была продана франшиза салонов Prive7. Наработки по этим вопросам были ещё до СВО, но политические события многим спутали карты и сбили предпринимателей с толку. Однако у компаний, которые встали на путь экспорта, работа велась весь 2022 год, и сейчас мы видим, например, открытие “Додо пиццы” в Дубае. Также большим интересом пользуются детское программирование (Altairika) и виртуальная реальность", — отметил Василь Газизулин.