Федеральный ретейлер X5 Group собирается начать сотрудничество с фермерами Ленинградской области, чтобы увеличить на полках количество локальной продукции.
В 2022 году компания уже опробовала две модели взаимодействия с фермерами: агроагрегатор и агроконтракт. Первый формат предполагает, что предприятие, которое под заказ торговой сети собирает продукцию фермеров, обеспечивает для них логистику, помогает с документооборотом, предоставляет складские мощности. Далее этот консолидированный объём поставляется на полку. Пилот проекта был запущен в Липецкой области. Проект агроконтракта начал работу с Новосибирска. Он подразумевает прямое сотрудничество с местными фермерами.
Как отметила президент X5 Group Екатерина Лобачёва в беседе с журналистами в ходе конференции "Малому бизнесу — большую полку!", в ближайшее время Ленобласть станет таким же пилотным регионом по схеме агроагрегатора. Она добавила, что 2023 и 2024 годы будут показательными с точки зрения того, в какие регионы дальше пойдут эти проекты. "Предоставляя малому бизнесу возможность продавать товар на наших полках, мы получаем уникальный ассортимент. Федеральные поставщики такого разнообразия обеспечить не могут. Также таким образом мы получаем лояльных поставщиков, которые развиваются и останутся потом с нами", — говорит Лобачёва.
По словам главы КППиТ Кирилла Соловейчика, для Петербурга важно находить новых поставщиков для торговых сетей, а движение навстречу малому бизнесу — объект пристального внимания. Также он добавил, что в 2022 году оборот товаров на городских ярмарках вырос в 4 раза.
В агентстве Infoline поворот крупных ретейлеров в сторону малого бизнеса отметили в числе заметных трендов 2022 года. Выяснилось, что в ряде отраслей малые предприятия имеют возможности для развития. В первую очередь это сегменты с высоким уровнем локальных поставщиков: мясная, молочная отрасль, переработка овощей и фруктов. Так, в мясной продукции в целом по России малый бизнес занимал 23% в общей структуре рынка в денежном выражении.
"Мы видим, что малый бизнес демонстрирует высокую эффективность с точки зрения инноваций. Например, увеличение доли продуктов с использованием растительного белка", — отметил генеральный директор "INFOLine–Аналитики" Михаил Бурмистров.
На малые предприятия приходится 11% рынка молочной продукции. Это сложная отрасль в силу большой доли в ней международных игроков, которые фокусируются на высокомаржинальных сегментах. Однако в 2022 году произошёл рост локального бизнеса, в первую очередь в категории сыров.