Тренды, которые сформировались в 2022 году в сфере FMCG–ретейла, будут развиваться на протяжении всего 2023 года: бережливое потребление, высокий спрос на собственные торговые марки (СТМ), трансформация ассортимента сетей и другие. Снижение покупательной способности подтолкнуло ретейлеров более активно осваивать формат дискаунтеров. У крупных игроков рынка именно магазины с низкими ценами сейчас имеют самые высокие темпы роста выручки среди всех форматов.
Дискаунтерами занимаются все основные игроки рынка. Однако X5 Group из–за антимонопольных ограничений до сих пор не открыла в Петербурге ни одного магазина "Чижик", которые продолжает развивать по всей стране. Зато "Магнит" собирается не только увеличить число точек "Моя цена", но и создать новую сеть жёстких дискаунтеров. "Светофор" продолжает расширять количество своих точек по всей стране: в Петербурге и Ленобласти за последний год их число выросло практически вдвое и в нынешнем ожидаются новые открытия. Петербургский дискаунтер "Семишагофф" постоянно рассматривает новые площади для расширения сети.
В 2023 году планирует своё расширение и другой региональный игрок — "Щедрый". Но здесь вектор немного другой. По словам генерального директора компании KNRU Татьяны Клименко, раньше сеть рассматривала помещения 300–500 м2, а сейчас готова арендовать объекты площадью 5 тыс. м2, то есть выходит в большой формат.
А вот сегментам "премиум" и "средний плюс" развиваться сейчас не так просто. В этом году им предстоит налаживать каналы поставок импортных товаров, искать новых поставщиков. Они уже столкнулись с сокращением аудитории своих сетей, поэтому в 2023 году попытаются её сохранить и удержать.
К началу 2023 года в Петербурге уже закрылась старейшая местная премиальная сеть "Лэнд". Теперь на площади ретейлера претендуют игроки из более низкого ценового сегмента. Тем не менее в городе продолжают развиваться супермаркеты Super BABYLON и "Азбука вкуса". EuroSpar пока замедлил темпы экспансии в регионе, но готовится открыть как минимум ещё один супермаркет, на ул. Савушкина.
В этом году, скорее всего, нарастит своё присутствие в регионе сеть из Екатеринбурга "Жизньмарт", которая вышла на рынок Северной столицы в 2022 году.
Партнёр агентства M. A. Research Анна Синявская считает, что темпы развития ретейла замедлятся как в стоимостном, так и в количественном выражении, поскольку доходы населения продолжат снижаться, а цены — расти. Продолжается процесс адаптации (перестраивается логистика, ассортиментная политика, заёмные средства также могут стать дороже для ретейлеров).
В 2022 году ценовой фактор вышел на первый план у покупателей, поэтому маржа ретейла снизилась. Этот тренд неминуемо продолжится в 2023 году. При этом, конечно, развитие продовольственных сетей замедлится меньше, чем других сегментов ретейла. Ведь заметнее всего на протяжении года падали обороты непродовольственной розницы, а торговля продуктами оставалась в плюсе, пусть местами и довольно символическом.
Независимый консультант по продвижению продовольственных товаров в торговые сети Михаил Лачугин замечает, что в текущей экономической ситуации сворачивать свои планы, вероятно, никто не будет. Компании продолжат оптимизировать ассортимент, пересматривать концепции работы. Но если экономическая ситуация изменится в худшую сторону, то, возможно, произойдёт сокращение сетей премиального сегмента. Хотя на данный момент они довольно хорошо адаптировались к ситуации и предлагают ассортимент не хуже, чем был до введения санкций.