Крупный столичный подрядчик "СМУ–10" не смог выйти на строительный рынок Петербурга. В последние годы Смольный предпочитает местные компании.
Итоги конкурса на строительство школы на Лиственной ул., около парка Сосновка, подвело СПб ГКУ "Фонд капитального строительства и реконструкции" (ФКСР). На прилегающих территориях возводит жильё "Строительный трест". Победителем признано ООО "Суар–групп" — крупный петербургский подрядчик. По данным "Контур.Фокус", ранее с ним было заключено 23 госконтракта на 10 млрд рублей. Среди них — строительство Архивного комплекса на Заневском пр. (1,87 млрд рублей), школа на Нижне–Каменской ул. (0,76 млрд), школа на Муринской дороге (1,58 млрд) и т. д.
Начальная цена конкурса на школу на Лиственной ул. составляла 2,66 млрд рублей. "Суар–групп" снизило её на 50 тыс. рублей.
Гости из Подмосковья
Однако на данный подряд был ещё один претендент. Свою заявку также подало ООО "Строительная фирма “СМУ–10”" из города Видное Московской области. Компания ведёт свою историю с 1965 года (изначально это было CMУ–10 треста "Центракадемстрой" АН СССР). В новейшее время фирма выиграла 25 госконтрактов на 8,8 млрд рублей. Все они заключены в Москве. Выручка компании в отдельные годы превышала 1 млрд рублей. "СМУ–10" строит жилые дома, административные здания, социальные объекты.
В октябре у предприятия сменился учредитель, после чего оно попыталось выйти на рынок Петербурга, заявившись на конкурс ФКСР. Однако конкурсная комиссия отклонила заявку "СМУ–10", сославшись на то, что у компании неправильно оформлена банковская гарантия. Её оформили на ФКСР, а надо было на комитет по госзаказу Петербурга.
Московская компания подала жалобу в Федеральную антимонопольную службу (ФАС), которая на прошлой неделе была признана необоснованной. Это дало возможность заказчику подписать контракт с "Суар–групп".
Учредитель и генеральный директор ООО "СФ “СМУ–10”" Игорь Лисицын сообщил "ДП", что в настоящий момент обдумывает вопрос обжалования итогов конкурса в суде.
По его словам, это была первая и пока единственная попытка его компании выйти на петербургский рынок. Однако Игорь Лисицын выразил намерение продолжить такие попытки. "Питер не так уж далеко от нас, тем более дорога хорошая, поэтому почему бы нет", — сказал он.
Свои ближе
Иногородние компании регулярно пытаются выйти на петербургский рынок строительного госзаказа, но в последние годы регулярно терпят фиаско. Так, московское ООО "Стройкапиталинвест" в прошлом году боролось за подряд на строительство школы на Муринской дороге. Компания также жаловалась на действия конкурсной комиссии в ФАС. В итоге конкурсные процедуры растянулись на полгода, но контракт всё равно достался "Суар–Групп".
Аналогичная ситуация — и в сфере дорожного строительства и ремонта. В этом году на крупный тендер Смольного с начальной ценой 3 млрд рублей заявилось ООО "Союз автодор" из Иваново. При подведении итогов компания проиграла петербургскому АО "АБЗ–Дорстрой". Ивановцы пожаловались в ФАС, но потом отозвали жалобу.
Неофициально в Смольном говорят, что после череды скандалов с брошенными недостроями им проще контролировать местных игроков. Впрочем, исключения всё же есть. Московское ООО "СК “Высотспецстрой”" летом выиграло конкурсы на строительство пожарного депо на Парнасе за 100 млн рублей.
Но, например, в Ленинградской области строительные госзаказы гораздо чаще уходят компаниям из других регионов. То же ООО "СК “Высотспецстрой”" строит поликлинику в Западном Мурино за 1,1 млрд рублей. ООО "СтройМонолитСервис" также зарегистрировано в столице, но Ленобласть для компании — основной регион деятельности. "Юасстрой" из подмосковных Мытищ работает на подрядах областного Фонда защиты дольщиков.
"Эта ситуация (доминирования местных игроков. — Ред.) характерна только для двух столиц — Москвы и Петербурга, — где уровень вооружённости компаний рабочей силой, техникой и соответсвующими компетенциями достаточно высок, — рассказывает член экспертного совета комитета по защите конкуренции Госдумы Дмитрий Тортев. — Как только мы уходим из Москвы или Петербурга, ситуация принимает обратный характер. На любые, даже небольшие строительные конкурсы приходят компании из других регионов, потому что внутри своего региона такого объёма работ, который позволил бы держать нужное количество штата и техники, просто нет".
"Для заказчика самое главное — чтобы все работы в итоге были выполнены, а не чтобы красиво и без запинок была проведена процедура на бумаге", — отмечает эксперт.