Философия лидерства: как покорить строительный рынок Петербурга

Компания ЛСР завоевала Гран-при отраслевого рейтинга "ДП" в номинации "Лидер строительного рынка". Теперь аббревиатуру, известную в Петербурге почти три десятилетия, можно расшифровывать по-новому.

Ответственность редакции спецпроектов высока: журналистские материалы издания ежедневно читают более 120 тыс. человек: в газете — 21,8 тыс. и на сайте — до 270 тыс. уникальных посетителей. Ещё часть аудитории пересекается в соцсетях — аккаунты "ДП" в среднем имеют охват более 10 тыс. пользователей в день. При этом специальные выпуски с различными рейтингами и тематические приложения стабильно пользуются повышенным интересом: одни ищут в заветных списках себя, другие берут на заметку интересные кейсы, третьи "считывают" собственные недоработки, четвёртые намечают пути отстройки от конкурентов, пятые присматриваются к будущим партнёрам — да и в целом в материалах всегда много интересных идей для бизнес–сообщества.
Ядро аудитории "ДП" — это предприниматели, профессиональные участники рынков, эксперты, деятели науки и представители власти. Зоны интересов по долям распределяются следующим образом: публикации на тему бизнеса — 62%, финансы — 77,1%, строительство и недвижимость — 72,6%. Читатели делового издания сами являются экспертами в различных сферах, это подготовленная аудитория, которая критически оценивает информацию, а также тот портрет отрасли и отдельных субъектов экономики, который предлагают журналисты. И этот объективный взгляд читателя на деятельность компаний региона для "ДП" является ценным источником информации.
Очередную порцию обратной связи было решено получить в рамках одной из самых популярных тем. Редакция предложила читателям определить победителя в главной номинации Рейтинга строительных компаний. В итоге награду "Лидер строительного рынка — 2022. Гран–при потребителей по итогам голосования подписчиков" получает "Группа ЛСР". Выбор читателей на самом деле для редакции сюрпризом не стал — это вполне заслуженное признание со стороны пользовательского сообщества. Поэтому субъективный выбор аудитории в этом случае нетрудно подтвердить фактами.

По сегментам, по интересам

В компании утверждают: почти за 30 лет работы девелопера на рынке в его истории не было ни одного не сданного объекта. На октябрь 2022 года, по данным Дом.РФ, доля рынка по площади строящегося жилья в Петербурге "Группы ЛСР" составляет 22,03%. Это 101 возводимый дом, более 48 тыс. квартир. И собственно, первое место по объёмам текущего строительства. Не противоречат этому утверждению также данные портала Единого ресурса застройщиков (ЕРЗ). Причём первенство ЛСР редко уступает другим игрокам — и по праву носит звание "крупнейшего строительного холдинга Северо–Запада". По оценке Knight Frank, на 31 декабря 2021 года портфель недвижимости компании составлял 9,4 млн м2 рыночной стоимостью 471 млрд рублей.
Девелоперские проекты компании — это жилые дома в классах "комфорт", "бизнес" и "элит", а также апартаменты, коммерческая недвижимость, объекты социального назначения. Такая вариативность усиливает запас прочности. Пока спрос проседает в одном из сегментов, другие показывают уверенный рост или стабильную востребованность. Так, например, в этом году в апреле — начале мая массмаркет демонстрировал осторожность в поведении покупателя. Параллельно в "элитке" один из объектов "Группы ЛСР" — ЖК Neva Haus — вошёл, по данным Knight Frank St. Petersburg за первое полугодие 2022–го, в тройку лидеров по показателям продаж.
Строящиеся жилые комплексы холдинга рассредоточены в восьми районах города. Богат выбор не только по сегментам и локациям, ещё большим разнообразием отличаются наборы опций. Застройщик, учитывая потребности целевой аудитории проектов, внедряет различные инновационные технологии и решения. Делает ставку на архитектурные изыски, цифровизацию, инфраструктурную насыщенность, планировки и т. д.
Девелопер своевременно — а нередко и с предвосхищением тренда — адаптирует под запросы покупателя свой продукт, играя деталями, но при этом не поступаясь качеством. В том числе когда стоит задача сократить стоимость квадратного метра для будущего покупателя. Застройщик модернизирует предложение, ищет альтернативы. Например, отказ от открытого балкона, но наличие кладовой; меньшая площадь квартиры — но с сохранением функциональности. Ещё одно поле для постоянного самосовершенствования — проекты благоустройства территории. Так у холдинга появились концепция "Добрый двор" и тиражируемая схема обеспечения безопасности под разные сегменты жилья.
В этом году компания уже объявила несколько премьер. Кроме того, "Группа ЛСР" довольно активно пополняла земельный банк — в апреле стало известно о покупке участка площадью 57,9 га в Пушкинском районе Петербурга. Всего же во владении у девелопера под жилищное строительство в Северной столице и Ленобласти — более 800 га. В компании утверждают, что качественное пополнение земельного банка будет продолжаться в рамках выбранной стратегии. Но и текущие объёмы предполагают массу перспективных планов.

Не застыть в бетоне

Весомый козырь компании — вертикально интегрированная структура и географическая диверсификация. Компания присутствует в Петербурге и Ленинградской области, Москве и Московской области, Екатеринбурге, Сочи. Заводы холдинга поставляют на рынок песок, гранитный щебень, кирпич, железобетонные изделия, газобетон и много другой продукции. Благодаря этому её, собственно, и называют "Группой", потому и снижена её зависимость от внешних факторов. По позициям, которые не закрывает собственное производство, есть долгосрочные контракты с поставщиками, говорят в компании.
В 2021 году Рейтинговое агентство строительного комплекса (РАСК) в рамках мониторинга подтвердило максимальный уровень надёжности А1 "Группы ЛСР". Как говорится на сайте агентства, такая оценка возможна лишь в случае исключительно высокой эффективности управления, способности выполнять обязательства перед дольщиками и информационной открытости согласно 214–ФЗ. Положительному решению способствовал также факт, что компания включена в перечень системообразующих организаций России в категории "жилищное строительство". Немаловажным нюансом являлась и узнаваемость бренда.
Есть у "Группы ЛСР" и золотой знак общественного контроля "Надёжный застройщик России" — причём не один и практически во всех регионах присутствия. Среди наград также — Urban Awards, "КАИССА", "Строитель года", "Лидер строительного качества" и многие другие, относящиеся к профессиональной сфере. Да что говорить — даже лучший прораб России, выявленный на днях в Казани в рамках II Международного строительного чемпионата, — и тот из "ЛСР. Строительство — Северо–Запад"!
А есть ещё второе место в рейтинге "Топ–20 лидеров бизнеса из RAEX–600 по энергоэффективности", что снова, наряду с уровнем надёжности А1, отсылает к стандартам устойчивого развития. Итого: финансовая устойчивость, ESG–стратегия, статус системообразующей организации страны, подтверждённая исключительная надёжность, применение энергоэффективных технологий, высокая степень актуальности решений.

И образ соответствует

Девелопер умеет управлять своей репутацией. Это, например, касается деятельности по повышению качества пользовательского опыта. Достаточно просто открыть сайт застройщика, на котором присутствует большинство фишек, интересных потребителю, но игнорируемых многими девелоперами из–за кажущейся избыточности. В 2021 году было опубликовано совместное исследование аналитического центра "Индикаторы рынка недвижимости IRN.RU" и Digital–агентства Notamedia на тему, каким должен быть удобный сайт о новостройках. На вопрос, каких функций не хватает пользователю, 29,9% респондентов дали ответ "Веб–камеры строительства", а ещё 16,7% хотелось бы видеть сравнение квартир по параметрам. Не всегда встречается на сайтах застройщиков и столь обязательный, казалось бы, инструмент, как возможность бронирования квартиры, — на это указали 8,7% участников опроса. Все эти функции на сайте "Группы ЛСР" вполне рабочие. Это ещё раз подчёркивает заботу о клиенте и нацеленность на комфортное взаимодействие по разным каналам.
Правильное позиционирование в медиа также факт подтверждённый. Например, в своё время на платформе ЕРЗ появился "Рейтинг позитивной упоминаемости" строительных компаний в СМИ. История, по всей видимости, оказалась недолгой — и тем не менее в ней успела засветиться "Группа ЛСР", причём на втором месте во всероссийской выборке.
У Интерфакса есть рейтинг медиаприсутствия игроков рынка недвижимости, определяющий упоминаемость и "заметность", — в нём компания не покидает топ–5 и топ–10 соответственно с начала текущего года, периодически захватывая лидерство в обоих направлениях.
По итогам I квартала 2022–го в исследовании "Медиалогии" "Digital & PR Index: Недвижимость" говорится, что "Группа ЛСР" стала одним из немногих игроков рынка, нарастивших своё присутствие в социальных сетях, — +13%. Что касается качества упоминаний — у компании второе место в рейтинге по СМ Индексу. Во II квартале девелопер спустился на позицию ниже, но и борьба за внимание клиента в соцсетях развернулась нешуточная.
Буквально в августе текущего года "Группа ЛСР" стала лауреатом премии "Бренд года" в сфере "Девелопмент" — эту награду компания получила от "Делового Петербурга". Как и Гран–при потребителей по итогам голосования подписчиков. Кажется, неспроста в этом году у компании появился новый "зонтичный" слоган — "Философия лидерства". Заявка сколь красивая, столь и ответственная. Ведь лидерство придётся постоянно подтверждать делом. Получится ли это у новоявленных "Лидеров строительного рынка"? С интересом понаблюдаем!