Сервис самокатов Whoosh намерен привлечь 10 млрд в ходе IPO на Мосбирже

Автор фото: Ермохин Сергей
Аренда самокатов в центре Петербурга.
Сервис аренды самокатов Whoosh намерен привлечь 10 млрд рублей в ходе первичного размещения на Московской бирже.
О планах компании "Вуш Холдинг" провести IPO пишет РБК со ссылкой на презентацию компании.
Речь идёт о размещении обыкновенных акций в секторе "Инновации и инвестиции" Мосбиржи. Инвесторам предложат акции существующих акционеров и бумаги дополнительного выпуска.
Сейчас 69,7% Whoosh принадлежит основателям компании Дмитрию Чуйко, Егору Баяндину, Олегу Журавлеву и Сергею Лаврентьеву, 13% — у "ВИМ Инвестиции", 12,2% — у Ultimate Capital, 5% зарезервировано под программу мотивации сотрудников. Источники издания отмечают, что никто из акционеров не планирует полностью выходить из компании, все пропорционально продадут часть доли.
Организаторами IPO выступают "Тинькофф" и ряд банков, ориентированных на индивидуальных инвесторов.
Будет ли проведено первичное размещение до конца 2022 года, зависит от ситуации на рынке. Источник РБК, близкий к одному из организаторов IPO, объяснил желание проводить размещение именно в этом году тем, что у оставшихся в России институциональных инвесторов и инвесторов-физлиц есть "запрос на качественные истории". Другие указывают на очевидные геополитические и макроэкономические риски, но отмечают, что если сделка не состоится в этом году, компания перенесёт планы по первичному размещению на 2023 год, и в этом случае профинансирует инвестиционную программу за счёт кредитов или размещения бондов.
Привлечённые в ходе IPO средства Whoosh намерен направить на финансирование расширения географии присутствия и увеличения парка самокатов в уже охваченных регионах. Также у компании есть проекты, связанные с увеличением срока жизни самокатов.
У компании на 30 июня 2022 года насчитывалось 75 тыс. самокатов в России, из которых 9 тыс. — в Петербурге. За летний сезон петербуржцы совершили на них более 5 млн поездок с общей дистанцией более 13 млн км. Сервис работает в 40 городах РФ, а также в Казахстане и Белоруссии, всего у Whoosh 11,3 млн зарегистрированных пользователей. Компания ожидает роста российского рынка кикшеринга с 9 млрд рублей в 2021 году до 60 млрд рублей в 2024-м. Прогнозируется, что число пользователей сервисов вырастет с 10 млн до 28 млн человек.
В Петербурге на рынке кикшеринга также представлены компании "Юрент", Molnia, "По пути", Mangoo и "Яндекс Go", начавший предоставлять самокаты в аренду в Северной столице весной нынешнего года.