Всё смешалось на российском рынке труда. Буквально несколько лет назад самым востребованным претендентом на вакансию был молодой человек в возрасте 27–30 лет. В идеале отслуживший в армии. Дискриминация по возрастному и половому признаку в России, разумеется, запрещена, но при прочих равных работодатели отдавали предпочтения молодым мужчинам. Всё–таки они не уходят в отпуск по беременности и родам, на время которого работодатель обязан сохранять рабочее место за сотрудником.
После объявления частичной мобилизации всё стало иначе. HeadHunter 20 октября поделился данными, что доля женских резюме, заинтересовавших нанимателей, выросла с 59 до 62%, а мужских снизилась с 41 до 38%. Любопытно, что женщин теперь ищут даже в отраслях, где преимущественно работают мужчины. Приглашений на работу в автобизнес для дам стало больше на 3%, в строительство — на 2%, в сферу транспорта и логистики, в добычу сырья — на 1%. В целом интерес к соискателям женского пола вырос в 21 отрасли из 28. Более чётко этот тренд сформировался в сфере страхования, безопасности, спорта и фитнеса, а также административного персонала.
Востребованы теперь и люди более старшего возраста. Несколько лет назад считалось, что шансы найти хорошую работу у соискателя старше 45 лет минимальны. Теперь же на 2% реже стали приглашать на собеседования мужчин в возрасте 24–34 лет. А доля приглашений, отправленных людям 35–44 и 45–54 лет, увеличилась. Пока на скромный 1%.
Понятно, что работодатель несёт расходы на привлечение персонала, его обучение, адаптацию и т. д. И все эти расходы в случае неожиданного ухода сотрудника на военную службу никто не компенсирует. Более того, согласно решению правительства РФ, работодателям запретили расторгать договоры с мобилизованными гражданами, их рабочие места необходимо сохранить. А это значит, что, пока мобилизованный сотрудник отсутствует, нужно либо брать на его место другого, либо перераспределять нагрузку среди оставшихся. Это дополнительные риски для бизнеса. Поэтому лучше брать тех, кто, скорее всего, сможет задержаться на новой работе подольше.
Впрочем, гарантировать, что замеченные профессионалами в области рекрутмента изменения превратятся в полноценную тенденцию, невозможно. Ведь сложно предположить, какие новые сюрпризы ждут экономику страны и, как следствие, рынок труда. Да и далеко не всю работу можно переложить на женские плечи.