Министерство транспорта решило ограничить перечень трасс, которые регионы могут передавать на федеральный уровень, избавляясь от необходимости их содержать.
Соответствующий проект поправок в закон об автодорогах, который вводит критерии для перевода дорог из регионального в федеральный статус, Минтранс разработал по поручению президента. Предполагается, что таким образом получится сократить нагрузку на федеральный бюджет, о чём очень переживает Минфин РФ.
Об отсутствии критериев, по которым регионы передают дороги в федеральную собственность, на совещании по развитию дорожного хозяйства с участием главы государства в июне этого года заявил министр финансов Антон Силуанов.
Чужие трассы
"У нас есть расходы в федеральном бюджете на содержание дорог. Примерно 50 тыс. километров дорог содержится из федерального бюджета. Но за последние где–то, наверное, 5 лет в эти 50 тыс. наросло 10 тыс. за счёт того, что регионы передают Федерации дороги. Для чего это делается? Денег не хватает или хотят просто высвободить ресурсы для собственных нужд дорожных?" — заявил тогда Силуанов.
По мнению министра, ряд таких переданных дорог точно не имеет федерального значения, не имеет связки между регионами и необходимого трафика. Федерация вынуждена тратить средства на приведение данных трасс в нормативное состояние, а потом и на содержание.
"Поэтому, конечно, мы всё время выступаем за то, чтобы выработать критерии, что относится к Федерации, что к регионам, к местным властям, и по этим "полочкам" разложить и ответственность. И высвободятся ресурсы у Федерации, с одной стороны, потому что мы передадим регионам отремонтированные дороги. Регионы получат отремонтированные дороги, их нужно будет просто содержать", — считает министр финансов.
В ходе совещания он также отметил, что в субъектах РФ растёт дорожный фонд за счёт акцизов, транспортного налога, штрафов и т. д. Плюс поддержкой для регионов уже несколько лет является нацпроект "Безопасные качественные дороги", по которому идёт федеральное софинансирование.
Однако не совсем корректно утверждать, что критериев, которым дороги должны отвечать при передаче в федеральную собственность, нет. Так, именно руководствуясь ими, ФКУ Упрдор "Северо–Запад", которое отвечает за федеральные трассы в федеральном округе, приняло несколько дорог из ведения Ленинградской области. Ситуация, при которой какая–нибудь небольшая местная дорога или улица оказывается в собственности федералов, невозможна.
Кольца и перемычки
Одна из последних дорог, сменивших областную прописку на федеральную, — так называемое Северное полукольцо, известное также как трасса А–120 "Магистральная". Она соединяет три федеральные дороги — А–181 "Скандинавия", А–121 "Сортавала" и Р–21 "Кола". В пользу того, чтобы эти 122 км стали федеральными, говорила, в частности, интенсивность движения (более 30 тыс. автомобилей в сутки). Значительная часть транзитного транспорта — большегрузы, объезжающие Санкт–Петербург. Являясь перемычкой, А–120 разгружает транспортные потоки, идущие во Всеволожский и Выборгский районы Ленинградской области. Всё это соответствует критериям дороги федерального значения.
Ещё одна переданная в Федерацию трасса — участок дороги Лодейное Поле — Вытегра (историческое название — Архангельский тракт) протяжённостью 116 км, Это часть маршрута, соединяющего Петербург и Архангельскую область в обход Вологды и подходящего к космодрому Плесецк.
Знаем, что забираем
Как ранее в интервью "ДП" отмечал замначальника ФКУ Упрдор "Северо–Запад" Владимир Анищенко, региональные дороги передаются в федеральную собственность не просто так.
"Мы принимаем региональные дороги, соответствующие определённым критериям, у них всегда есть определённая задача. Будь то А–215 Лодейное Поле — Вытегра или “Магистральная”, которая фактически соединяет “Скандинавию” и “Сортавалу”, а в перспективе их — с трассой А–120 “Южное полукольцо”. В обиходе её уже называют КАД–2, хотя второй КАД она вряд ли станет в полной мере, потому что нужно преодолевать залив. Это возможно, но с инженерной точки зрения очень сложно. Мы понимаем, какие дороги забираем, всегда. Доведя их до норматива, мы даём возможность автомобилистам выбирать маршрут. Мы перенаправляем потоки", — говорил Анищенко.
К слову, вопрос с трассировкой КАД–2 по–прежнему не решён, обсуждаются несколько вариантов. В сентябре председатель правления госкомпании "Автодор" Вячеслав Петушенко отмечал, что технико–экономическое обоснование строительства восточного кольца нового дальнего обхода Петербурга будет готово к лету 2023 года. Тогда же будет принято решение о начале строительства.
В 2017 году федеральными в Ленинградской области стали две региональные трассы. Это Выборг — Светогорск и участок обхода Пикалёво. Сейчас администрация Ленобласти готовит документы по передаче участков дорог Зуево — Новая Ладога и Петрозаводск — Ошта.
В частности, необходимость придания федерального статуса региональной дороге Зуево — Новая Ладога обусловлена высокой интенсивностью движения большегрузных автомобилей, которые используют её как связующее звено между федеральной трассой М–10 Москва — Санкт–Петербург и Р–21 "Кола". Также по ней постоянно курсируют бензовозы, перевозящие нефтепродукты по всему Северо–Западу России.