Жизнь наладилась? Театры Петербурга не до конца восстановились от пандемии

Автор фото: "ДП"

Смольный отчитался, что посещаемость учреждений культуры вернулась к допандемийным показателям. Однако негосударственные театры всё ещё испытывают сложности.

Губернатор Петербурга Александр Беглов подвёл итоги выполнения государственной программы "Развитие сферы культуры в Санкт–Петербурге" за 2021 год. На рабочем совещании с членами городского правительства он напомнил, что эта сфера оказалась одной из самых пострадавших во время пандемии. Однако, как считает губернатор, благодаря усилиям города, который профинансировал все государственные учреждения, а также существенно увеличил объём субсидирования негосударственных организаций, ситуация выровнялась. Беглов особо подчеркнул, что впервые поддержка негосударственных театров была выделена в отдельную статью бюджета. Субсидии на общую сумму 70 млн рублей получили 37 коллективов.
Однако не все представители творческой сферы разделяют чиновничий оптимизм. Как рассказал художественный руководитель негосударственного театра "Лицедеи" Виктор Соловьёв, ситуация остаётся не самой радужной.
"Всё ещё очень тяжело. Сейчас ведь лето, сезон закрыт, театры не работают. А вот мы работаем, потому что есть в этом необходимость — не хватает денег. Пандемия нас очень сильно подкосила. Никакой поддержки от государства мы не получили, поэтому с финансовой точки зрения нам было сложно. Для нас вообще большое счастье, что театр открылся и всё ещё существует. Когда сняли ограничения, для нас произошло просто чудо. Наконец–то жизнь началась", — говорит он.
В государственных городских театрах дела обстоят лучше. По словам худрука Молодёжного театра на Фонтанке Семёна Спивака, у них были аншлаги, даже когда зал было разрешено заполнять лишь на 75%. "После снятия ограничений зрители в полном объёме вернулись в театр буквально через 2 дня. Дело в том, что мы принципиально держим цены на определённом уровне. В Петербурге есть театры, где стоимость билета может составлять 12 тыс. рублей. У нас же самый дорогой билет — 3 тыс. рублей. Мы пытаемся идти демократическим путём", — объяснил Спивак.
По оценкам Смольного, посещаемость культурных учреждений вернулась практически к допандемийному уровню. В том числе это касается городских библиотек, которые посетили аж 15 млн человек. Правда, это если учитывать онлайн–обращения. Директор Центральной городской публичной библиотеки им. В. В. Маяковского и президент Петербургского библиотечного общества Зоя Чалова подтверждает положительную динамику.
"Посещаемость вернулась к доковидным временам в результате того, что библиотеки оснащены новыми технологиями. Появились возможности работать удалённо: ведение записей в читательском билете, получение электронных документов, информационных материалов без посещения библиотеки. Это сыграло совершенно великолепную роль. В Библиотеке им. В. В. Маяковского сейчас больше офлайн–посещений, потому что это новое, очень удобное и комфортное пространство. Сейчас библиотека забита посетителями как никогда. И я имею в виду не только времена до пандемии, а вообще. Сейчас ходить в библиотеку стало модно, это новый молодёжный тренд", — утверждает она.
Про музеи губернатор отдельно говорить не стал, но очевидно, что прошлый год и для них стал периодом постепенного восстановления. Которое продолжается и сейчас. Замдиректора по развитию Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме Юлия Малинина сообщила "ДП", что нынешний туристический сезон уже мало чем отличается от тех, которые были до прихода коронавируса: "В 2022 году по состоянию на июнь посещаемость составляет приблизительно 80% от посещаемости за тот же период 2019–го. И превышает посещаемость 2020 года более чем в 2 раза".