Главный редактор "Делового Петербурга": городу нужен перезапуск

Автор фото: Тихонов Михаил
Наш город один из немногих в России, кто уже столкнулся с новой политико–экономической реальностью. Формировавшаяся и развивающаяся как "окно в Европу" петербургская агломерация месяц назад лишилась своей стержневой функции. При любом развитии событий в дальнейшем мы теряем свои экономические преимущества, которые давала близость границ ЕС. И последствия для нашего региона будут весьма значительны. В связи с этим уже сейчас необходимо начинать публичную дискуссию и готовить стратегическое видение развития города в свете крупных экономических и геополитических изменений.
Один из основных ударов пришёлся по транспортно–логистическому комплексу. Падение контейнерооборота будет весьма значительным. Выпавшие объёмы не компенсирует перевалка других грузов. При этом наш регион, который обслуживали порты Петербурга и области, остаётся экономически активным субъектом с большой потребительской нишей. И здесь надо искать новые схемы работы всего транспортного комплекса не только Петербурга, но и близлежащих субъектов Федерации.
Актуальным для города становится проект Севморпути как нового транспортного коридора. И именно Петербург — на государственном уровне — должен активно развивать и продвигать эту идею, подталкивая бизнес и ГК "Росатом" к взаимовыгодному сотрудничеству. Надо уходить от громогласных заявлений и становиться действительно столицей макрорегиона, формируя экономические и политические смыслы.
Сделать воздушный европейский хаб из аэропорта Пулково не получится. При этом Петербург останется очень привлекательным для российских туристов, а значит, городским властям надо добиваться появления большего количества рейсов из городов России.
Ситуация, когда мы лишились "состоятельного туриста", не является критической для туристической отрасли (спасибо ковиду), но и не ведёт к её активному развитию. Здесь будет нужна поддержка городских и федеральных властей — с точки зрения как прямых льгот, так и активного продвижения туристического образа города в "дружественных странах".
Городским властям необходимо возвращать проект ВСМ в плоскость публичного экспертного обсуждения. Особенно учитывая ближайшее сокращение парка самолётов и снижение авиационного сообщения. Концепция "два города — один мегаполис" — это важный инструмент для повышения экономической мобильности.
Петербург уже сегодня по факту является IT–столицей России. Но без городского заказа, без создания особых условий для IT–компаний мы стремительно проиграем гонку за сохранение этого звания. Желающих занять это место в нашей стране сейчас будет большое количество.
И это только те направления, которые видны на первый взгляд. Нынешний кризис — это прекрасная возможность перестроить экономику города согласно новым вызовам. Но здесь нужна активная позиция.