Иллюзию дефицита в онлайн-магазинах хотят запретить

Автор фото: Коньков Сергей

"Опора России" предложила законодательно запретить популярный маркетинговый приём, известный как "иллюзия дефицита". Ранее организации удалось добиться изменения правил игры на рынке бронирования гостиниц.

Общественная организация "Опора России" предложила свои поправки в закон "О защите прав потребителей". Процедура внесения изменений в него как раз идёт в настоящий момент. Свои инициативы "Опора" направила председателю комитета Госдумы по промышленности и торговле Владимиру Гутеневу.
Среди этих инициатив — запрет указывать на сайте агрегатора информацию об ограниченном количестве предлагаемых товаров и услуг, если это не соответствует действительности. Размещение информации наподобие "остался один номер в гостинице" или "остался один товар" подталкивает покупателя к спонтанной покупке, считает вице-президент "Опоры России" Алексей Кожевников. По его мнению, это может являться введением потребителя в заблуждение.
Такая технология известна среди маркетологов под названием "иллюзия дефицита". Она применяется очень давно, говорит генеральный директор брендингового агентства DDC Group Сергей Калинчук. "Она изобретена далеко не вчера и даже не позавчера, — рассказывает он. — Ей очень много лет — примерно столько же, сколько всем мероприятиям по стимулированию сбыта, которые собственно и представляют из себя маркетинговую тактику. Но она работает только в том случае, когда потребитель осознаёт отсутствие возможности удовлетворить свою потребность другим способом, там, где у товара нет заменителя. Если у товара есть заменитель, она не работает".
Сергей Калинчук согласен с мнением "Опоры России". "Я считаю, что это безусловно введение потребителя в заблуждение. Если мы в принципе имеем такую правовую сущность, как ответственность потребителя в заблуждение, то имитация дефицита — это как раз оно".
Партнёр агентства Data Insight Фёдор Вирин считает, что реализовать идею "Опоры России" будет нелегко. "Проблема этой идеи заключается в том, что доказать, что это именно искусственный дефицит, а не реальное состояние дел, практически невозможно, — считает эксперт. — Регулярно бывает так, что действительно остался последний экземпляр товара. И информация об этом необходима потребителю, потому что, если вы знаете, что это последний экземпляр, то принимаете решение исходя из этого. И это не обязательно означает, что вы будете торопиться. Например, вам нужно купить два кресла, а осталось одно".
В крупнейшем в России маркетплейсе Wildberries не стали комментировать инициативу.
Рынок электронной торговли в России переживает бурный рост в пандемию. По итогам 2020 года он вырос на 38%, подсчитали в Data Insight. А в сегменте маркетплейсов рост составил и вовсе 108%. По данным "Яндекс.Маркета" и Gfk Rus, доля электронной коммерции в СЗФО составляет 69%.
Ранее "Опоре России" уже удавалось добиваться значимых изменений в давно сложившиеся рыночные практики. Так, на днях стало известно, что крупнейшая в мире система бронирования гостиниц Booking.com внесла изменения в свои договоры с отелями, отменив требования паритета цен. До этого отельерам запрещалось выставлять в других каналах продаж аналогичные номера по более низким ценам, чем в Booking.com. "Опора России" успешно обжаловала эту практику в ФАС.