Отельеры празднуют победу в битве с Booking

Автор фото: Тихонов Михаил
Автор фото: Тихонов Михаил

Крупнейшая в мире система бронирования отелей Booking.com исполнила требование ФАС России, удалив из своих договоров с гостиницами требование о паритете цен. Участники рынка считают это важным прецедентом во взаимодействии с фактическим монополистом.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России получила сообщение от нидерландской компании Booking.com B.V. об исполнении предписания ведомства. Система бронирования внесла изменения в Общие условия предоставления услуг и прекратила применять к российским гостиницам правила паритета цен и номеров, отметили в ФАС. Это подтвердили и в самой Booking.com. "Компания перестала ограничивать гостиницы в установлении более низких цен в других каналах продаж", — сообщили ТАСС в пресс-службе компании.
Российские отельеры долгое время выражали недовольство требованиями Booking о паритете цен. Оно заключалось в том, что гостиницы не имели права выставлять в других каналах (системах бронирования, сайтах самих гостиниц и т. д.) цен на одни и те же номера ниже, чем на Booking.com. При этом комиссия за бронирование на Booking составляет около 20%.
В 2019 году такую практику обжаловала в ФАС "Опора России". Антимонопольное ведомство возбудило дело о злоупотреблении доминирующим положением на рынке. Booking получил предписание исключить из договоров с гостиницами требование о паритете цен, но не выполнил его и был оштрафован на 1,3 млрд рублей. Компания обжаловала решение ФАС в суде, но проиграла в двух инстанциях. На данный момент она намерена продолжать оспаривать штраф, но решила согласиться с требованиями российского регулятора.
Опрошенные "Деловым Петербургом" представители гостиничного бизнеса подтвердили, что Booking.com действительно внёс изменения в договоры. "Все отельеры, которые работают с Booking, получили письмо о том, что они отныне не обязаны соблюдать паритет цен", — сообщила вице-президент Ассоциации малых гостиниц Петербурга Тамара Буйлова.
По её мнению, это стало важным событием для российского рынка. "Мы таким образом двигаем рынок к цивильным отношениям между огромным мировым монополистом и самым маленьким представителем малого бизнеса в России", — сказала Тамара Буйлова.
"Важно, чтобы крупные мега-корпорации понимали, что есть инструменты взаимодействия с ними, сопротивления им и даже иногда борьбы с ними, — соглашается председатель комиссии отельеров "Опоры России" в Петербурге Эдуард Демидов. — Эти все процессы уже прошли за рубежом — и в Германии, и во Франции. И там процесс оспаривания по линии предпринимателей совершается быстрее".
Вместе с тем, по его словам, сама проблема паритета цен уже не актуальна для рынка с появлением нового программного обеспечения, позволяющего гостиницам предоставлять персональные скидки, не нарушая условий, которые были у Booking.com. "Это было нужно 5-8 лет назад. Сейчас уже сами участники рынка всё доработали", — говорит Эдуард Демидов.
С этим согласен владелец и генеральный менеджер отеля "Гельвеция" Юнис Теймурханлы. "Паритета цен на практике не существует уже давным-давно, — заявляет он. — Booking.com в очень мягкой форме лишь только проверял соответствие цен у своих конкурентов. То есть они предлагали, чтобы мы выставляли похожие цены. Это абсолютно справедливое и понятное требование". По мнению Юниса Теймурханлы, спор перерос в личные счёты ФАС и Booking.com.
По мнению владельца "Гельвеции", наказывать крупнейшего агрегатора неправильно. "У нас огромное количество гостиниц в России, которые продаются исключительно через Booking.com. Не присутствовать на Booking.com — это не присутствовать в дистрибьюции вообще. И вместо того, чтобы им грамоту давать и благодарность, мы с них 1,3 млрд рублей берём", — недоумевает отельер.