Петербург стремительно меняется: массовое жильё уже не будет прежним

Автор фото: Ермохин Сергей
Автор фото: Ермохин Сергей

Специальный проект "Недвижимость. Инвестиции. Финансы. Контуры будущего" набирает обороты. На этот раз эксперты "ДП" порассуждают о том, как изменится рынок массового жилья в перспективе ближайших 10 лет.

Рынок жилья масс-маркет в Петербурге за несколько последних лет разделился на комфортные городские новостройки и доступные дома в за Кольцевой автомобильной дорогой. В будущем этот тренд будет только усиливаться.
По мнению директора по развитию Л1 Надежды Калашниковой, в масс-маркете за последние годы усилились различия между новостройками стандартного и комфорт-класса. "Первые всё больше уходят "в область". При условии, что в ближайших к городу локациях Мурино и Кудрово свободных участков почти не осталось, строительство перемещается в более удалённые районы. Вторые по своим качествам приближаются к объектам бизнес-класса. Это кирпично-монолитные дома в городской черте, хотя и на окраинах", — отмечает эксперт.
С коллегой согласна руководитель Консалтингового центра "Петербургская Недвижимость" (Setl Group) Ольга Трошева. По её мнению, в Петербурге уже сейчас видно, как доля объектов сегмента эконом значительно сократилась (с 30% до 10%). "А доля сегмента "комфорт" увеличилась, в том числе за счёт активного развития подсегмента "комфорт+" и редевелопмента", — уточнила она.
При этом снижение платёжеспособного спроса при растущих издержках вынуждает застройщиков искать пути оптимизации себестоимости строительства. "За последний год средняя площадь всех типов квартир сократилась на 1–3 метра. В квартирографии новых проектов увеличилась доля малогабаритных квартир. Нефункциональные квадратные метры устраняются, а для хранения инвентаря используются кладовки, колясочные и места общего пользования", — говорит директор департамента по маркетингу и продажам ЗАО "Балтийская жемчужина" Ася Левнева.
По словам директора по продажам и продвижению "СПб Реновация" (группа "Самолёт") Максима Зорина, сейчас средняя площадь квартиры составляет в массовом сегменте 43 м2. "В предложении преобладают небольшие квартиры: студии (15%, средняя площадь 24 м3), 1-комнатные квартиры (27%, средняя площадь 37 м2) и "евродвушки" (8%, средняя площадь 39 м2)", — добавил собеседник "ДП".
Сейчас доля двухкомнатных квартир составляет 23% (средняя площадь 58 м2), "евротрёшек" — 9% (средняя площадь 64 м2). Доля трёхкомнатных квартир — 13% (средняя площадь 79 м2). Доля остальных квартир — около 5%. Эксперты подчёркивают, что распределение квартир по типам заметно поменялось за последние пять лет только относительно студий — в 2016 году их доля была в два раза меньше. Двухкомнатных и трёхкомнатных квартир было несколько больше (29% и 20%). В будущем функциональность жилья масс-маркет станет ещё заметнее, считают специалисты, а средняя площадь таких квартир будет уменьшаться.
"На пике популярности квартиры евроформата и с так называемыми мастер-спальнями, граничащими с санузлом. Всё больше становятся востребованными квартиры с полной отделкой, и даже с готовой меблировкой", — рассуждает директор департамента недвижимости группы ЦДС Сергей Терентьев.
В перспективе масс-маркет недвижимости станет ещё более клиентоориентированным. Преобладать станет один главный тренд — на общедомовые пространства внутри каждого жилого комплекса. Речь идёт о коворкингах для удалённой работы, спортивных площадок для занятий спортом, специально отведённых мест для проведения праздников.
Дидижитализация экономики в проектах с небольшими квартирами требует особой организации жилой среды с возможностью работы и отдыха в пределах своего жилого комплекса, уверены застройщики.
"Конкуренция стимулировала развитие как самих проектов, так и благоустройства новых кварталов. Особенно это касается новых территорий застройки, удалённых от города или ближайшего метро. В таком случае комплексное благоустройство и развитие досуговой составляющей (помимо необходимой социнфраструктуры) выступает своего рода компенсацией расположения", — резюмирует коммерческий директор ГК "ПСК" Сергей Софронов.
В качестве относительного нового тренда, который будет всё чаще появляться в ЖК для массового покупателя, можно назвать реализацию квартир с полной меблировкой. Данная опция стала популярной в связи со значительным ростом цен на квартиры в последние два года и снижением реальных доходов населения, так как она позволяет включить стоимость ремонта и меблировки в сумму ипотеки.