Креатив мирового уровня: что даст Петербургу гастрономический проект ЮНЕСКО

Автор фото: Сергей Ермохин

Петербург вошёл в сеть творческих городов ЮНЕСКО в категории "Гастрономия". Эксперты допускают, что это привлечёт внимание туристов. Но только если город сам приложит к этому значительные усилия.

Интересно совпало: только–только Москва получила красный гид Michelin, и спустя совсем небольшое время Петербург одержал свою победу, отличившись с "креативной гастрономией". Впрочем, было бы некорректно сравнивать эти два статуса. Проект ЮНЕСКО довольно молод — создан в 2004 году — и далеко не так авторитетен. Сегодня в списке более 240 креативных городов почти из 80 стран. Все они сгруппированы по семи категориям: литература, дизайн, ремёсла и народное искусство, кино, музыка, медиаискусство и гастрономия.
До сих пор Россия была представлена Ульяновском (литература), Казанью (музыка) и Каргополем (ремёсла и народное искусство). Теперь к ним присоединился Петербург. Об этом сообщили в Смольном, ссылаясь на генерального директора ЮНЕСКО Одрэ Азуле. На официальном сайте проекта Петербург пока что не упомянут.
Пополнение списка происходит раз в 2 года. Подать заявку на участие в 2021 году предложил комитет по развитию туризма Санкт–Петербурга с одобрения губернатора.
"Петербург — креативный город по своей природе, таким его задумал ещё Пётр I. Сегодня Северная столица не боится экспериментировать, открывать, объединять и творчески осмысливать новые направления, в том числе и гастрономические", — заявил председатель комитета Сергей Корнеев. По его словам, город вобрал в себя все модные веяния кулинарии России и мира и, "как мост между российской и мировой кухней, стал тем местом, где можно попробовать лучшие и самые оригинальные форматы".
Предполагается, что участие в программе ЮНЕСКО будет способствовать расширению сегмента потенциальных туристов и открытию новых направлений для знакомства с Северной столицей. Кроме того, программа предоставляет возможность использования своего информационного ресурса для транслирования проектов на широкую международную аудиторию. Также ЮНЕСКО оказывает поддержку городам–участникам в борьбе с пандемией.
Наталия Белякова, доцент НИУ ВШЭ, член Международной комиссии Российского союза туриндустрии, отмечает, что приход Michelin в Москву — результат очень серьёзных инвестиций. Петербург же получил возможность заявить своё "гастрономическое Я" бесплатно. Это очень неплохо и очень вовремя. Город вошёл в глобальную историю и не нуждается в представлении зарубежной аудитории. Наталия Белякова также добавляет, что Петербург до ковида — единственный в России город, где иностранный и внутренний турпотоки практически равны по объёму. Для иностранцев всё, что "освящено" ЮНЕСКО, обретает дополнительный вес. А с открытием границ актуальность позиционирования Петербурга на внешние рынки неминуемо вернётся.
Однако не все разделяют подобный оптимизм. Президент Федерации рестораторов и отельеров Северо–Запада Леонид Гарбар уверен, что включение Петербурга в Список творческих городов ЮНЕСКО вряд ли сильно повлияет на ресторанный рынок. По его мнению, туристы, когда собираются куда–то поехать, не всегда заходят на сайт и смотрят, что рекомендует ЮНЕСКО. Наверняка в рамках программы предполагается какое–то продвижение участников: будут писать обо всех творческих городах либо о гастрономической креативности. Но это всё — общее от ЮНЕСКО, конкретный гид по городу, подобно Michelin, они не выпускают. Соответственно, какой–то рекламной кампании ожидать не стоит, ведь это всемирная организация, а не "агентство по продвижению".
"Это то же самое, если бы начали говорить, что ВТО, в которую мы вступили, рекламирует наши магазины. Город упомянули в списке, отметили — это хорошо и глобально многое даёт. Но, увы, не ресторанам. Это лишь хорошая возможность для статуса и имиджа города", — заключает эксперт.
Александра Попова, главный редактор Restorating, согласна, что о существовании рейтинга и включении в него Петербурга вряд ли узнает обычный турист. "Судя по тому, как мы отреагировали на включение Петербурга в список (ни на сайте городского правительства, ни на российском сайте ЮНЕСКО информации не было в первые дни), инфоповод не самой большой важности. И, давайте честно, кто и когда до сегодняшнего дня слышал о таком списке?" — рассуждает она. Впрочем, эксперт тут же оговаривается, что каждая новая "медалька" на руку гастрономическому Петербургу. Люди любят статусы и не любят углубляться в суть, а само по себе признание ЮНЕСКО, несомненно, звучит гордо. "Если грамотно и не бюджетно–бюрократически внедрить эту номинацию в городскую промокампанию, то поводов походить по петербургским ресторанам станет ещё больше. Не призыв к действию, но хороший фон", — поясняет Александра Попова.
Наталия Белякова, которая непосредственно участвовала в составлении петербургской заявки в качестве эксперта, также отмечает важность осмысленной городской политики по использованию нового статуса. Она подчёркивает, что все инициативы ЮНЕСКО — это пространство возможностей для позиционирования города на международном рынке, в том числе в сегменте b2b. Но важно иметь в виду, что само ЮНЕСКО не будет что–то активно предпринимать. Статус присвоен — дальше всё зависит от самого города. "Если посмотреть на Сеть креативных городов, то там есть города, которые присутствуют вполне формально. А есть другие, которые плотно интегрировали статус в маркетинговые и событийные коммуникации. Например, используют это как аргумент для подачи заявок на проведение ротируемых мероприятий по тематике своего “креативного” профиля", — добавляет эксперт.
Рестораторы–практики сомневаются, что присвоенный статус как–то повлияет на рынок Петербурга. При этом Михаил Падисов, совладелец Imbibe и Faro, уверен, что уровень наших заведений и качество сервиса ни в чём не уступают, а где–то даже превосходят позиции иностранных коллег. Так что и без включения в какие–то рейтинги любителям гастротуризма уже есть для чего ехать на берега Невы. О том, увеличится ли турпоток в результате сотрудничества с ЮНЕСКО, можно будет говорить не раньше, чем наконец–то полноценно откроются границы с европейскими странами.
"Возможно, новое звание повлияет на отношение к ресторанному бизнесу со стороны властей в лучшую сторону и начнётся реальная поддержка, а не постоянные ограничения и ущемления и без того не самой стабильной сферы. Ведь рестораны и бары формируют привлекательный облик нашего города для туризма. Так что очень приятно, что такая организация отметила именно Петербург", — добавляет он.