Темпы сноса хрущёвок в Петербурге могут ускориться

Автор фото: Сергей Ермохин
Автор фото: Сергей Ермохин

До конца года группа компаний "Самолёт" завершит поглощение "СПб Реновации", главным активом которой является проект редевелопмента 22 хрущёвских кварталов

Сумма сделки не раскрывается. Она могла составить порядка 10 млрд рублей. "После заключения одной из крупнейших сделок на российском рынке девелопмента компания станет отдельным подразделением регионального бизнеса группы “Самолёт”", — говорится в официальном сообщении девелопера.
"СПб Реновация" выполняет программу "Развитие застроенных территорий" по 22 кварталам хрущёвок первых серий. В активной реализации находится шесть проектов с объёмом текущего строительства 230 тыс. м2. За 10 лет работы компания построила более 1 млн м2. Суммарный портфель проектов "СПб Реновации" составляет более 6 млн м2. Исходя из земельного банка девелопера, эксперты оценили этот бизнес в 90 млрд рублей.
Чуть больше года назад, в июне 2020–го, ГК "Самолёт" уже приобрела 4,99% долей в "СПб Реновации". Впрочем, как тогда, так и сейчас эксперты говорили, что сама сделка выглядит скорее формальностью. Дело в том, что сейчас основным акционером "СПб Реновации" является кипрская Retansel Enterprises Ltd, в свою очередь, по информации участников рынка, принадлежащая "СПБР–Инвест", у которого два собственника — Михаил Кенин (основной владелец группы "Самолёт") и закрытый паевой фонд "Первый" — по 50%.
Собеседники "ДП" отмечают, что это очень хорошая сделка для акционеров "Самолёта". Андрей Бойков, управляющий партнёр Rusland SP, считает, что "и раньше “Самолёт” и “Реновация” были аффилированными структурами. Сейчас же в результате внутренних рокировок и расчётов между акционерами холдинга происходит некая консолидация активов в один бренд — “Самолёт”. По сути это ничего не изменит".
С ним согласна Елизавета Конвей, директор департамента жилой недвижимости Colliers. "“Самолёт” — сильный девелопер, у которого отлично выстроены бизнес–процессы. Возможно, московская экспертиза и влияние придадут динамику компании в каких–то вопросах в Петербурге", — надеется она.
Антон Елистратов, генеральный директор группы "Самолёт", отметил: "Мы понимаем, что проблема ветхого жилья в городе стоит очень остро, а компания “СПб Реновация” за 10 лет реализации этой программы накопила колоссальный опыт, который поможет как реализовать программу в Петербурге, так и масштабировать её в другие регионы", — рассказал он.
В пресс–службе профильного вице–губернатора Николая Линченко, который является куратором программы реновации, не смогли оперативно прокомментировать сделку года на строительном рынке Петербурга.
Впрочем, как полагают эксперты, на темпах самой реновации хрущёвок продажа "СПб Реновации" негативно не скажется. "Наоборот, в рамках крупного девелопера будет проще договариваться с банками и с властями", — считает Екатерина Запорожченко, коммерческий директор Docklands development. "Тем более на фоне роста цен на жильё и дефицита земельных участков, пригодных для застройки в Петербурге, все пятна “СПб Реновации” теперь буквально золотые. Даже те, по которым год–два назад экономика не билась", — уверен Андрей Вересов, директор группы "Аквилон".
Пока же процесс реновации кварталов, застроенных домами первых массовых серий, продвигается в Петербурге со скрипом, в том числе из–за отсутствия законодательной поддержки. Если в Москве реновация поставлена на поток за счёт особого столичного регулирования, прописанного в законе "О статусе столицы РФ", то в Петербурге всё идёт неспешно. Проблема "последнего жильца" удлиняет процессы расселения каждого здания и делает его финансово непредсказуемым. Дело в том, что у застройщика нет никаких рычагов влияния на несговорчивых собственников квартир в хрущёвках, отказывающихся съезжать. Такие дома даже не признаны аварийными, поэтому граждане имеют право жить здесь сколько угодно. При этом в Москве дом попадает под принудительное расселение при согласии 2/3 собственников.
Есть также проблема отсутствия стартовых пятен, необходимых для запуска проекта в конкретном квартале. Такие участки нужны для возведения первого дома, в который можно будет переселять жителей домов, предназначенных под снос. При запуске проекта подразумевалось, что всё это поставят на поток: построили дом, переселили в него граждан из ближайшего здания, его снесли, а на освободившемся месте построили новый.
С момента заключения договора с "СПб Реновацией" в городе уже не раз менялось руководство. Запускали проект при Валентине Матвиенко. Она любила девелоперов и всячески им помогала. Однако и при ней дело двигалось ни шатко ни валко. В 2011 году Валентина Матвиенко уехала в Москву. Команда Георгия Полтавченко особой поддержки проекту не оказывала, скорее наоборот. В 2017 году начались разговоры о возможном расторжении договоров с застройщиком, которое мотивировали срывом сроков. Вопрос пришлось решать в суде, вставшем на сторону компании и отметившем, что город также имеет отношение к задержке проекта.
В конце прошлого года был подписан федеральный закон о механизме комплексного развития территорий (КРТ), который допускает снос неаварийных многоквартирных домов. Предполагается, что это упростит реализацию проектов. В Москве аналогичная программа успешно идёт полным ходом, но в столице она финансируется за счёт бюджета.