Банкротство киностудии "Никола–фильм" завершилось распродажей активов

Автор фото: Кульгун Андрей

Процедура банкротства петербургской киностудии "Никола–фильм" завершилась. С молотка ушли права на снятые фильмы, дача и квартира продюсера игоря Калёнова.

Арбитражный суд Санкт–Петербурга и Ленинградской области в конце прошлой недели объявил о завершении конкурсного производства в деле о банкротстве ООО "Киностудия “Никола–Фильм”". Процесс шёл с мая 2017 года. Тогда после серии исков от контрагентов киностудия подала заявление о собственном банкротстве, оценив задолженность в 103,5 млн рублей. Позднее эта цифра выросла почти втрое с учётом новых поданных требований кредиторов.
В числе тех, кому задолжал "Никола–Фильм", — ГК "Агентство страхования вкладов" (182,4 млн рублей), федеральный Фонд кино (16,1 млн рублей), компания "АЛТ Кэпитал Групп Эс.Эй" из Казахстана ($710 тыс.), а также известный продюсер и композитор Андрей Сигле (4,8 млн рублей), говорится в данных, опубликованных в картотеке арбитражных дел.
В сентябре 2017 года арбитраж ввёл в отношении киностудии процедуру наблюдения, назначив временным управляющим Вячеслава Чурагулова из союза "Саморегулируемая организация арбитражных управляющих Северо–Запада". В марте 2018–го суд признал "Никола–Фильм" банкротом и ввёл конкурсное производство. Конкурсный управляющий пытался привлечь продюсера к субсидиарной ответственности по долгам киностудии. Он выиграл в первой и второй инстанциях, однако кассация отправила дело на новое рассмотрение. В итоге арбитраж в удовлетворении этого заявления отказал.
Основным имуществом киностудии были права на её картины. Перед началом аукциона была проведена оценка стоимости исключительных прав на киноленты, в которой приняли участие независимые эксперты. В числе оценённых ниже всех можно назвать "Би–2" и "Танцы минус" 2000 года выпуска: их начальная продажная цена составила 17 921 рубль за каждый фильм.
Более именитые картины были оценены дороже, но всё же эти суммы далеки от значительных. К примеру, предметом одной из оценок стали два фильма режиссёра Киры Муратовой. Один из них — "Увлеченья" 1994 года, где дебютировала как актриса Рената Литвинова. Он получил две премии "Ника" (в номинациях "Лучший фильм" и "Лучший режиссёр"), а также спецприз жюри на кинофестивале "Кинотавр". По данным оценки компании "Независимая экспертиза XXI век", стоимость прав на эту киноленту составила 234 тыс. рублей. В такую же сумму оценили вторую картину Киры Муратовой: "Чеховские мотивы".
Из опубликованного отчёта с оценкой другой компании — "Наше кино" — можно немного лучше понять, чем руководствовались эксперты (при условии, что в ходе банкротных процедур продажа имущества должна пройти в достаточно короткие сроки). В документе отмечается: большая часть из 21 фильма, предоставленного для оценки, создана более 5 лет назад. Поэтому для кинотеатров они интереса не представляют. Вряд ли они принесут какой–то доход и онлайн–кинотеатрам "из–за неконкурентоспособности и низкой стоимости просмотров".
Что касается телеканалов, эксперты указывают на закрытость этого рынка: такие заказчики предпочитают приобретать фильмы исключительно у проверенных партнёров. "Поэтому даже если какой–либо фильм и вызовет интерес у телеканала, однако правообладатель не будет входить в пул игроков, с которыми у телеканала имеются устойчивые связи, сделка вряд ли возможна", — полагают в "Нашем кино".
Эксперты добавляют, что у телеканалов есть специфические требования к исходным характеристикам фильма. Например, адаптация под определённый формат. Поэтому, с большой долей вероятности, картинам потребовалась бы реставрация, учитывая давность создания.
Самым дорогим фильмом киностудии, по мнению "Нашего кино", стал "12 месяцев. Новая сказка" 2015 года выпуска: его оценили в 300 тыс. рублей. По данным "Кинопоиска", бюджет этого фильма составлял $4 млн, в кинотеатрах он собрал $0,49 млн. Исторический боевик "Александр. Невская битва" компания оценила в 70 тыс. Производство этой киноленты, как указывает сайт "Кинопоиск", обошлось в $8 млн, в прокате он собрал $2,9 млн. Вышеупомянутую картину "Увлеченья" режиссёра Киры Муратовой в этом отчёте оценили всего в 40 тыс. рублей.
В итоге права на киноленты "Никола–Фильм" были выставлены на торги, по итогам которых цены оказались выше оценочных. Покупателями стали несколько компаний и частных лиц. Так, права на фильм "Всё будет хорошо" (1995 года) режиссёра Дмитрия Астрахана за 81 тыс. рублей приобрёл Николай Осадчук. Сразу несколько кинолент купило ООО "Южный" из города Усинска Республики Коми. По данным СПАРК, 100% этой компании принадлежит Эмилю Шамкаеву. В частности, он стал владельцем прав на фильмы "12 месяцев. Новая сказка", "Александр. Невская битва", "Увлеченья", "Чеховские мотивы" и "Курёхин".
Основатель киностудии "Никола–Фильм" Игорь Калёнов тоже признан банкротом. На момент завершения процедуры банкротства в реестр включены требования кредиторов на 211 млн рублей, говорится в опубликованных материалах дела. Стоимость имущества продюсера составила 10 млн рублей. С молотка ушла дача в Выборгском районе и квартира на набережной Чёрной речки. Вырученные средства направили на частичное покрытие долгов и расходы арбитражного управляющего. Часть выдали самому должнику в качестве прожиточного минимума. Арбитраж также освободил Игоря Калёнова от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе тех, что могли быть предъявлены ему после завершения суда.