Средний тариф на грузовые перевозки воздушным транспортом в Петербурге увеличился в апреле на 42,8% к декабрю 2020 года, сообщил Петростат.
В целом по России государственная статистика также зафиксировала резкий всплеск, но не такой сильный — на 16,3%. При этом с января по март тариф почти не рос. Нет сильного увеличения и на других видах транспорта: автомобильный подорожал в Петербурге за 4 месяца на 0,2%, железнодорожный — на 3,7%, внутренний водный — на 0,4%, морской — на 2,1%.
Высокая волатильность тарифов на грузовые авиаперевозки наблюдалась в прошлом году и была связана с пандемией. Спрос на поставки различных товаров первой необходимости и медицинского назначения вырос, а грузовая ёмкость воздушного транспорта упала, так как в грузоперевозках задействованы в том числе и пассажирские рейсы, массово отменённые из–за закрытых границ. Тем не менее за 2020 год объёмы воздушных грузоперевозок, по данным Росавиации, выросли по тоннажу на 2,3%, а за 4 месяца 2021 года — уже на 32,7%.
Аэропорта Пулково скачки цен долгое время не касались. Пока 23 марта контейнеровоз Ever Given не сел на мель в Суэцком канале.
Приплыли
"Многодневная блокировка Суэцкого канала привела к нарушению стабильной логистической цепочки и нехватке около 340 тыс. контейнеров, — рассказывает региональный директор в России и СНГ грузовой авиакомпании AirBridgeCargo Airlines Пётр Новожёнов. — Многие отправители обратились к авиационным перевозчикам, чтобы выполнить свои обязательства по срокам доставки. Подобное увеличение запросов спровоцировало рост тарифов на авиационном рынке, который с начала пандемии характеризуется нехваткой провозных ёмкостей на фоне “заземления” пассажирских перевозок. Дополнительно тарифы подогревались очередной волной COVID–19 в Индии, которая только усугублялась в течение апреля–мая. Было очень много запросов на чартерные перевозки специального оборудования, вакцин, медицинской продукции. В условиях гуманитарной катастрофы, с которой столкнулась страна, приоритетными были рейсы в Индию и из неё".
На Петербурге, по его словам, это отразилось сильнее в связи с тем, что в городе расположен морской порт.
"Санкт–Петербург начал ощущать на себе нехватку морских провозных ёмкостей из–за форс–мажора в Суэцком канале, сроки поставки для импортёров постоянно сдвигались", — описывает ситуацию Пётр Новожёнов.
При этом, как отмечают специалисты, грузовая ёмкость перевозок из Пулково весьма ограничена. "В отличие от Москвы, в Петербург летает очень мало международных авиакомпаний, а в связи с запретом турецкого направления ситуация ещё более усложнилась", — указывает генеральный директор "Агентства СЛС", представитель АСЕХ в Санкт–Петербурге Евгений Апасов.
"Сейчас на некоторые направления предложение увеличилось и ставки более–менее стабильны, но на самые востребованные (и самые загруженные, соответственно) направления ставки плавают в зависимости от загрузки. И скачки тарифов могут быть очень чувствительными", — отмечает он.
Тарифы продолжают расти, говорит директор "ПЭК: Экспресс" Сергей Гришунин. "На наш взгляд, причина — в изменении структуры доходности авиакомпаний. Ранее рентабельность достигалась за счёт пассажирских перевозок, сейчас — за счёт грузовых", — отмечает он.
Вид на контейнеровоз Ever Given ("Эвер гивен"), севший на мель в Суэцком канале 23 марта.
Что дальше?
Объём воздушных грузоперевозок через Пулково продолжает увеличиваться, подчёркивает директор DHL Express в Санкт–Петербурге и Северо–Западном регионе России Вячеслав Палеха.
"Основной драйвер развития отрасли — электронная торговля, в том числе экспорт товаров из российских интернет–магазинов, — объясняет он. — Так, в прошлом году количество отправленных онлайн–заказов из России за рубеж по сети DHL Express выросло более чем в 3 раза. Темпы роста ускорялись в течение года с 50% по итогам I квартала до 360% в конце года. Количество активных e–commerce–экспортёров выросло более чем втрое. По нашим оценкам, рост онлайн–торговли продолжится высокими темпами, в том числе из российских интернет–магазинов, концентрация которых в Северо–Западном федеральном округе традиционно высока".
"Сейчас в целом ситуация с авиаперевозками довольно активная и российские авиакомпании задействованы по максимуму. Самолёты расписаны под контракты на несколько месяцев вперёд", — подтверждает председатель правления логистического альянса АСЕХ Мирослав Золотарёв.
Участники рынка считают, что это может привести к дальнейшему росту цен и поискам новых логистических цепочек — через московский авиаузел, а также автомобильным и железнодорожным транспортом. "Частично это уже произошло в 2020 году, когда из–за отмены рейсов по некоторым направлениям грузы стали доставляться фурами, что стало одним из драйверов LTL–перевозок (англ. less truck load, частичная загрузка грузового автомобиля. — Ред.)", — отмечает Сергей Гришунин.
"Прогнозы давать сложно, так как ситуация по пандемийным ограничениям быстро меняется. Грузовладельцы и логистические операторы работают “в моменте”, горизонт планирования практически отсутствует. Главное, как на всю ситуацию отреагируют грузовладельцы, но здесь также превалируют осторожно–выжидательные настроения. Это довольно разумно, но не прибавляет оптимизма логистическим операторам", — рассказывает Евгений Апасов.
"Лето будет более–менее спокойным, без особых потрясений, если только не случится очередная волна пандемии в отдельных странах. Но к доковидным тарифам в ближайшее время мы не вернёмся", — прогнозирует Петр Новожёнов.