Истории про лжепедагога и норвежскую свинью Кино
На этой неделе в кинотеатрах города наибольшей популярностью пользуются фильмы из категории мейнстрима — "Майор Гром" и "Мортал Комбат". Но "ДП" решил рассказать о других новинках, которые, очевидно, не соберут такой кассы, но будут высоко оценены любителями серьёзного кино.
Поединок власти и беззащитности
До широкого российского экрана наконец добрался фильм "Уроки фарси" от нашего бывшего соотечественника Вадима Перельмана, рассказывающий о холокосте с неожиданного ракурса.
"Уроки фарси" могли выйти ещё в прошлом году, но пандемия всё перевернула с ног на голову. Впрочем, фильм успели показать на Берлинале и ММКФ, а осенью продюсеры пытались выдвинуть его на премию "Оскар" от Белоруссии, но получили дисквалификацию.
Читайте также:
Комедия с отступлениями: Love, Игоря Твердохлебова
У режиссёра Вадима Перельмана судьба ещё более витиеватая. Русско–украинский эмигрант в кино дебютировал 18 лет назад фильмом "Дом из песка и тумана", принесшим ему три номинации на "Оскар". Затем снял "Мгновения жизни" с Умой Турман, вернулся в Россию, где его мотало от блестящих "Измен" к очень спорным "Ёлкам–5". И вот русско–немецко–белорусская копродукция о холокосте, работа над которой началась 8 лет назад, и первоначально её постановщиком значился Тимур Бекмамбетов. Но у него нашлись занятия поинтереснее, и проект перешёл к Перельману.
Сценарист Илья Цофин за основу взял новеллу Вольфганга Кольхаазе "Персидский для капо". На роль управляющего лагерной кухней Клауса Коха позвали аутентичного Ларса Айдингера (Николай Второй в учителевской "Матильде"). Бельгийского еврея Жиля, ради спасения жизни лгущего о персидском происхождении, сыграл аргентинец Науэль Перес Бискаярт.
Один из посылов сюжета можно описать так: малая ложь порождает более грандиозную. Заключённого призывает к себе Кох, мечтающий после войны открыть ресторан в Тегеране и требующий обучить его фарси. И тогда Жиль придумывает псевдоязык, построенный на именах тех, чья судьба уже предрешена. Так начинается головокружительный поединок, в котором один абсолютно беззащитен, а второй обладает безграничной властью.
Гуманистический посыл
В прокат выходит документальный фильм "Гунда", главной героиней которого стала норвежская свинья. Фильм Виктора Косаковского участвовал в прошлом году в новой программе Берлинcкого кинофестиваля Encounters.
Первый фильм режиссёр Косаковский снял на излёте 1980–х, и был он посвящён русскому философу Алексею Лосеву. Затем последовали "Беловы" — камерный портрет деревенских сестры и брата, "Среда 19.07.1961" — истории людей, родившихся в один день с режиссёром, "Да здравствуют антиподы" — о местах и людях, находящихся в географически противоположных местах, но точно напротив друг друга, если смотреть на глобус.
В "Гунде" центральной становится история недавно опоросившейся свиньи! Почти в круглосуточном режиме показано, как она кормит детёнышей, а когда те изредка отстают от неё, позволяет себе всласть поваляться в грязи и похрюкать в удовольствие. Чёрно–белые кадры придают необходимую достоверность происходящему, наделяя его драматизмом и создавая напряжение. Несколько раз место Гунды занимают безымянные куры и коровы, обитающие на испанских и британских фермах. Главное, что их объединяет, — все рано или поздно оказываются на полках магазинов в ином виде.
Гуманистический посыл картины очевиден. Что, вероятно, и привлекло оскароносного Хоакина Феникса ("Гладиатор", "Джокер"), ставшего исполнительным продюсером новой работы Косаковского. А совершенно душераздирающий финал (обойдёмся без спойлеров) и вовсе может привести к решению пополнить ряды вегетарианцев. Или хотя бы экоактивистов.