Осторожно, триггеры: "Лолита" эпохи #MeToo

Автор фото: Евгений Асмолов

"Моя тёмная Ванесса" Кейт Элизабет Расселл.

Триггер ворнинг — предупреждение перед текстом или фильмом, что в произведении могут содержаться сцены, способные запустить механизм триггера, повторного травмирующего переживания. Триггер ворнинг перед "Моей тёмной Ванессой" мог быть таким: сексуальное насилие, психологическое насилие, насилие над детьми, манипулирование.
По сути вся книга — переживание одного события в жизни героини по имени Ванесса Уай и застревание в нём на долгие годы. Незадолго до пятнадцатилетия девушка по рекламному буклету влюбилась в образ идеальной школы — красивого здания среди зелени и деревьев, где учатся сплошь гении, а прекрасные преподаватели читают диковинные курсы по астрономии, искусству математики и социологии рок–н–ролла. Мотивации Ванессы хватает, чтобы выиграть стипендию в эту школу, и родители не могут препятствовать сильному желанию дочери уехать от них в пансион.
Ванесса не находит друзей в новом месте и быстро начинает витать в облаках, и кураторы советуют ей записаться на какие–нибудь дополнительные занятия. Так девушка оказывается в писательском кружке, где весь кружок скорее треугольник — она, талантливый гей–гот и преподаватель по литературе, он же руководитель клуба.
Учителю, мистеру Стрейну, 42 года, и он всегда описывается в книге как "глыба" — из–за высокого роста и некоторой тучности. Поначалу он порождает в Ванессе чувство безопасности, но вскоре всё становится слишком сложно и заходит слишком далеко. Об эту глыбу оказалось легко разбиться. Девушка начинает проводить с ним всё больше времени, то после занятий, то у него дома.
Всё повествование романа дано словами Ванессы, то пятнадцатилетней, то тридцатидвухлетней, продолжающей жить в тисках этой связи со Стрейном. Поэтому книгу и провозгласили "Лолитой" эпохи #MeToo, историей Лолиты с точки зрения самой Лолиты. Ванесса — ненадёжная рассказчица, отравленная чужими мнениями, что она "сама виновата", "шлюха", "лгунья", "эмоционально нестабильна", "с прибабахом". Она почти убедительно покрывает своего учителя, поэтому её интерпретации событий оставляют большое пространство для дискуссий: кто в действительности был инициатором, "а если это любовь?", у кого в руках больше власти — и многих других.
Погружение в голову молодой девушки в трудной ситуации, в её тёмный океан мыслей, самопорицания и самообмана — довольно тяжёлое чтение. И пусть это только книга, которую в любой момент можно захлопнуть, но такие истории, к сожалению, нередки и в реальной жизни. Если бы понимание того, как легко повергнуть в ад другого человека, предостерегало от неосторожных действий — мы жили бы совсем в ином мире.
"Вряд ли я выросла бы другой, даже не познакомься я со Стрейном. Меня бы использовал, недооценивал и в конечном счёте разбил бы мне сердце какой–нибудь мальчишка. По крайней мере, благодаря Стрейну у меня есть история поинтересней, чем у них".
Впрочем, в итоге Ванессе удаётся вынырнуть из того глубокого океана и выдохнуть через семнадцать лет. Не хеппи–энд, но выдох, и он позволяет выдохнуть и читателю, не забыв о боли, но оставив её где–то на периферии.