Такса за тонны: чем обернётся рост тарифа для большегрузов

Автор фото: Ермохин Сергей
Акция дальнобойшиков против Платона на Московском шоссе.

С 1 февраля стоимость проезда по федеральным трассам для владельцев грузовых машин выросла на 14 копеек. Увеличение тарифа может обернуться серьёзными тратами для транспортных компаний.

Грузовые автомобили весом свыше 12 т при передвижении по дорогам федерального значения облагаются обязательным платежом.
Как только транспортное средство пересекает рамки "Платона", включается счётчик. Если до февраля 2021 года 1 км владельцам фур обходился в 2,2 рубля, то сейчас тариф поднялся на 14 копеек, или на 6,4%. "В рамках ежегодной индексации размер платы в государственной системе “Платон” составит 2,34 рубля за 1 км пробега. Фактический размер платы рассчитывается ежегодно с учётом информации Росстата об индексе потребительских цен за предыдущий год", — пояснили в пресс–службе "Платона".

Придётся "ужиматься"

Статус федеральных имеют девять дорог, проходящих через Ленобласть. Это трассы А–215 и А–114, М–10, Р–23, Санкт–Петербургское южное полукольцо, "Кола", "Сортавала", "Скандинавия" и "Нарва". Общая протяжённость магистралей по территории области — 1789 км. Круглосуточный контроль за перемещением автомобилистов обеспечивают 24 рамки "Платона".
С новыми расценками грузоперевозчикам Петербурга и Ленобласти придётся "ужаться". Наиболее ощутимо возрастёт нагрузка на бюджет крупных компаний. Средний пробег фуры — 15 тыс. км в месяц, из которых 12 тыс. накатано по федеральным трассам, говорят эксперты. Если в автопарке более 500 единиц техники, то доплата составит 840 тыс. рублей. Причём компенсировать потери за счёт увеличения стоимости услуг не получится: слишком жёсткая борьба за клиента, которая в пандемию достигла пика.
"Конкуренция на рынке грузоперевозок просто сумасшедшая. Все бьются за клиента, для которого помимо сервиса и качества оказания услуг важна, естественно, цена. От этого зависит 70% принятия решения. В погоне за клиентами перевозчики настолько сильно демпингуют, что иногда смотришь на эти тарифы и волосы встают дыбом", — удивляется генеральный директор ТК "Открытие" Михаил Савченко.

Голь на выдумку хитра

Ради лояльного ценника водители нередко идут на сделку с совестью и экономят на "Платоне". Уйти от дорожных трат можно тремя проверенными способами. Первый — игнорировать требование о регистрации в системе. Согласно законодательству все грузовые автомобили категории № 3 (общей массой более 12 т) должны быть занесены в базу данных "Платона".
При въезде на федеральную трассу камера идентифицирует номер машины, и по финальным показаниям одометра списываются денежные средства. Если дальнобойщик не отмечен в программе, но на запрещённый участок выехал, ему приходит штраф. Во избежание наказания недобросовестные перевозчики закрывают регистрационные знаки. К слову, достаточно скрыть одну цифру, чтобы стать для системы невидимкой.
"Голь на выдумку хитра. Чтобы не останавливаться и не завешивать номер, водители придумали нехитрое приспособление — тросик в машине. Когда перевозчик подъезжает к рамке, он нажимает на кнопочку, и номер откидывается. А проехав рамку, возвращает его назад, чтобы гаишники не штрафовали", — рассказывает президент национальной ассоциации "Грузавтотранс"Владимир Матягин.
Ещё один беспроигрышный вариант — оставить бортовое устройство на время рейса дома. Просто выключить датчик мало, ведь у него есть функция воспроизведения маршрута. Уклониться от лишних трат можно и объехав злосчастные рамки по региональным трассам. Тем более что водители, которые ездят по одному и тому же направлению, как правило, наизусть знают местоположение всех пунктов цифрового досмотра.

Соблазн проскочить зайцем

Февральское повышение тарифов наверняка ещё больше усугубит ситуацию с нарушениями. Помимо индексации "Платона" постоянно растут цены на дизельное топливо и автозапчасти. В таких условиях, говорят эксперты, соблазн проехать зайцем по федеральной трассе куда выше. По словам Владимира Матягина, и до увеличения стоимости лишь около 30% автомобилистов исправно платили за пользование дорогами. Сейчас в системе "Платон" зарегистрировано 48,5 тыс. транспортных средств из Петербурга и ещё 12,5 тыс. из Ленобласти.
Часть перевозчиков пойдёт по пути возмещения убытков за счёт сокращения расходов на содержание фур: несвоевременное техобслуживание, покупка б / у деталей, доведение резины до критического состояния. Учитывая, что средний возраст грузовых автомобилей в России достигает 20 лет, последствием такой "бережливости" могут стать серьёзные ДТП.
"Грузоперевозчик, не имея возможности компенсировать повышение цен с потребителя, пожертвует безопасностью. И потом не надо удивляться, почему у нас происходят резонансные аварии. Тормоза откажут, или на гололёде лысая резина неправильно сработает — и погибнет большое количество людей", — возмущается Владимир Матягин.
Система "Платон", по его мнению, далека от совершенства. Слабые механизмы контроля не позволяют качественно отслеживать ситуацию на дорогах. Мониторинг соблюдения правил проезда по федеральным трассам по факту ведётся лишь с помощью камер. Да, на платных отрезках также курсируют машины мобильного контроля, но на весь Петербург и Ленобласть таких всего четыре, тогда как по некоторым трассам за сутки проносится более 10 тыс. автомобилей.

В Европе другие подходы

Альтернативой "Платону" могла бы стать почасовая система оплаты, уверяют специалисты. По такой схеме работают грузоперевозчики во многих европейских странах. В Швеции, например, есть фиксированная государственная ставка, в которую включены сборы на платных дорогах, налоги, затраты на топливо, содержание авто, заработная плата водителя. Установленный лимит корректируется в зависимости от роста цен, занижать его по своему усмотрению автоперевозчики не имеют права. Такая система устраняет нездоровую конкуренцию на рынке, не давая и малейшего шанса уйти от оплаты.
В российских же реалиях оперировать ценами на услуги, соответствующими истинному объёму расходов, — прерогатива лишь самых крупных компаний.
"Велика вероятность, что цена на грузоперевозки вырастет, учитывая рост затрат на топливо, зарплаты, амортизацию, на платные трассы", — констатирует руководитель транспортного отдела компании "Канавара Групп" Степан Пак.
В оковы "Платона" федеральная дорожная сеть угодила в 2015 году. Главной целью внедрения системы было поддержание трасс в надлежащем состоянии: средства, собранные с владельцев крупногабаритного транспорта, должны идти на восстановление дорог. И, надо сказать, работа эта ведётся. Так, до конца этого года завершится капитальный ремонт моста через реку Вуоксу на трассе А–181, кроме того, в скором времени стартует реконструкция участка путепровода Р–21 "Кола" с расширением с двух до четырёх полос.