Госдума в третьем чтении приняла законопроект, который обязывает соцсети находить и блокировать посты с незаконным контентом. Как всем понятно, это касается разных вредных для индивидуума в частности и общества в целом, а также и просто неприличных явлений. В том числе нецензурной лексики. Она же обсценная, она же непечатная, она же ненормативная. Синонимов много. Впрочем, депутаты ограничились упоминанием без толкования и без списка запрещёнки. А жаль, наконец–то филологические дискуссии перешли бы из сугубо научных в разряд всенародно востребованных. Всё, о чём мы так долго мечтали.
Можно поговорить о том, как это будет. Откроются ли курсы языкознания для начинающих (возможно, онлайн) или же в школе появится новый предмет — в дополнение к родному языку ещё и факультатив с тем, что, где и когда нельзя называть. Очень важно, между прочим, как что писать и можно ли использовать многоточие или, например, орфографические ошибки. Ведь они сильно меняют слово. Запретят и изымут ли из библиотек произведения Довлатова, Пелевина, Ерофеева и — страшно сказать — Пушкина.
Можно представить упоительное будущее, где соцсети (с числом пользователей свыше установленного законом) в едином порыве начнут вычищать посты сквернословов и создавать идеальную картину мира и мнения юзеров о нём. Розовые слоники, единороги, котики, сплошная ваниль и молочный шоколад. Министерство Правды о таком и мечтать не смело, а у нас будет суровая аскетичная реальность. Кстати, а материться от восторга разрешат?
Можно поразмышлять о том, зачем депутаты предлагают законы об очевидных вещах. Вероятно, для того, чтобы облагородить и оздоровить общество. Терминология, бесспорно, важнейшая проблема современности, и использование куртуазных выражений с невероятной скоростью и невиданным эффектом скажется на качестве жизни и уровне счастья граждан. Будет обидно, если нет. Люди ведь старались.
Впрочем, инициаторы добавления в закон поправки про нецензурную брань сообщили СМИ, что они в целом не против мата. Только в соцсетях. И что там делать с этим и как не допускать его распространения — дело этих самых сетей. В общем, депутаты выкрутились, теперь очередь других.
А можно просто подумать, от чего опять отвлеклось общество, пока оно волновалось и тренировало свои таланты говорить и писать как Эзоп.