Дарья Дмитриева Все статьи автора
16 декабря 2020, 16:12 24270

Продуктовый предел: по кому в Петербурге ударит заморозка цен на продукты

Фото: ТАСС

Предлагаемая правительством заморозка цен не повредит крупным торговым сетям и потребителям, но ударит по поставщикам.

Опрошенные "ДП" экономисты считают, что петербургский ретейл не пострадает из–за заморозки цен на продукты первой необходимости. Не стоит сильно опасаться и потребителям: рост цен обещает быть щадящим.

Кабмин придумал, как стабилизировать цены на продукты

Кабмин придумал, как стабилизировать цены на продукты

102

Заморозить закупочные цены на сахар–песок и подсолнечное масло с 1 января по 1 апреля 2021 года предложили сразу несколько ведомств: Минпромторг, Минсельхоз, Минэкономразвития и ФАС.

Вчера премьер–министр Михаил Мишустин подписал ряд соответствующих постановлений. В том числе о спецсоглашениях, которые Минсельхоз и Минпромторг будут заключать с производителями продовольствия и торговыми сетями.

Предложение наделало немало шума в прессе, всколыхнув воспоминания о плановой экономике и советских "поясах цен".

"Закон о торговле даёт правительству такое право в отношении продуктов, на которые за 30 календарных дней подряд цены выросли больше чем на 30%. Вероятно, это сейчас имеет место с сахаром и растительным маслом. Этой нормой ещё ни разу не пользовались", — объясняет председатель Союза потребителей России Пётр Шелищ.

Только без паники!

Комментируя инициативу правительства, экономисты отмечают, что действия властей понятны, но вряд ли будут эффективны. "По такому пути идут правительства всех стран. Если рассматривать предложенные меры регулирования цен с точки зрения чистой экономической теории, то они неэффективны: регулирование цен не помогает, а только усугубляет ситуацию — возникает дефицит, потери по одним товарам компенсируются ростом цен на другие и т. д. Однако дело в том, что политики должны учитывать не только экономическую теорию, но и социальную психологию. Властям нужно сбить панику, поэтому и принимаются такие популистские меры", — разъясняет директор Института аграрных исследований Евгения Серова.

Профессор департамента экономики НИУ ВШЭ Санкт–Петербург Александр Скоробогатов считает, что предпринятые действия — реакция на неконкурентную ситуацию в розничной торговле в крупных городах. "В Москве и Петербурге розничная торговля сильно монополизирована. Львиная доля приходится на крупные продовольственные сети. Эти гиганты имеют возможность поднимать цены, потому что не встречают сильной конкуренции, какая была ещё 15–20 лет назад", — говорит эксперт.

Оптовый сдвиг: петербургские поставщики продуктов преуспели вопреки кризису

Оптовый сдвиг: петербургские поставщики продуктов преуспели вопреки кризису

286
Борис Мазо

При этом реальный рост цен экономисты считают невысоким. "Продовольственная инфляция с начала 2020 года составила порядка 6%, это немного. В 2014 году, например, она превышала 15%. А в начале 2000–х достигала 18%, — говорит Евгения Серова. — Ситуация отражает объективную реальность: растительное масло и сахар на мировом рынке дорожают, цены на них растут везде. Чуть менее заметно дорожает молочная продукция".

Цены будут расти, но в целом умеренно, вследствие ограниченности спроса, соглашается Пётр Шелищ. По его оценке, быстрее будут дорожать продукты, которые не могут быть заменены более дешёвыми. "Но среди них не окажется сахара и растительного масла, уже попавших в фокус внимания высших органов власти. Значит, это будут овощи, картофель, крупы, иная бакалея", — уточняет он. При этом максимальной изменчивости цен стоит ждать вскоре после решений власти об их сдерживании.

Дорогой декабрь

По данным аналитиков "Платформы ОФД" на 13 декабря 2020 года, средний чек покупки отдельных продовольственных товаров показывал заметный рост относительно того же дня годом ранее. Так, средний размер трат на сахар–песок по Петербургу составил 43 рубля, что на 79% выше, чем в прошлом году. Подсолнечное масло покупали в среднем на сумму 91 рубль (+47% год к году). Также на 43% (в среднем до 70 рублей) в городе на Неве выросли расходы на покупку гречки.

Александр Скоробогатов указывает на одну из главных тенденций последнего года для розничной торговли — скачки доллара. "Если исходить из того, что его курс не вернётся к тем уровням, на которых был год назад, это означает удорожание импортного сырья, оборудования и рабочей силы, которые используются отечественными производителями. Это приводит к росту издержек, а значит, и цен", — говорит он. Но всплеск происходит не сразу, за счёт запасов возникает отложенный эффект. "Сейчас продаются запасы, которые были произведены до подорожания. Затем они кончатся, а новая продукция будет производиться с большими издержками. Но курс доллара может вернуться. Так было в 2016 году, когда он поднялся до 80 рублей, а потом опустился до 55. В этом году доллар преодолевал отметку 80 рублей, а затем достаточно серьёзно опускался", — добавил Скоробогатов.

В поисках пострадавших

Крупные петербургские ретейлеры ситуацию с ценами не комментируют. Вместе с тем в некоторых сетях уверяют, что ценовая политика останется прежней.

"Как и ранее, торговые сети стараются максимально сдерживать рост цен и не допускать их резких изменений. Мы в первую очередь стремимся исключить возможность необоснованных повышений цен и использования недобросовестных практик", — рассказали корреспонденту "ДП" в Ассоциации компаний розничной торговли, воздержавшись от подробных комментариев.

Впрочем, эксперты в области ретейла отмечают, что жалеть компании розничной торговли не стоит, на их доходах временная заморозка цен практически не скажется. "Компании не пострадают от фиксации цен, просто доберут недополученные средства на тех категориях товаров, которые не входят в перечень социально значимых", — указывает независимый консультант по продвижению продовольственных товаров в торговые сети Михаил Лачугин.

Александр Скоробогатов добавляет: "Если бизнес хочет поставить одну цену, а государство не даёт этого сделать, то недополученную прибыль он может компенсировать путём экономии на определённых затратах".

Зато кто точно пострадает от заморозки цен, так это поставщики. "Ретейлеры уже просили их сдерживать цены (тем более по социально значимым категориям товаров) хотя бы до января 2021 года, мотивируя это снижением доходов населения. Они также практически не принимали предложений о повышении цен", — обращает внимание Михаил Лачугин.

Однако прогнозировать, какие потери могут понести поставщики в финансовом выражении, эксперты не берутся.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама