Блюда на колёсиках: фудтех вместе с ростом спроса получил новые проблемы

За время карантина люди как следует распробовали за­каз продуктов и готовой еды через интернет. В результате рынок фудтеха находится в активной фазе роста — всё больше петербуржцев пользуются услугами доставки. Это стимулирует выход на рынок новых игроков, некоторые из них почти мо­ментально демонстрируют весьма впечатляющие успехи. Однако вме­сте с новыми возможностями появ­ляются и свежие проблемы.

Скорый курьерский

С самыми большими трудностя­ми петербургский рынок фудте­ха столкнулся в начале периода са­моизоляции. Количество онлайн–заказов продуктов на дом увели­чилось в среднем в 20 раз. "Спрос превышал наши возможности на несколько порядков, и, чтобы со­ответствовать ему, мы в короткие сроки расширили команду курье­ров и экспертов по закупкам более чем в 4 раза. Сейчас мы не сталкива­емся с такими сложностями, и наши ресурсы позволяют доставлять зака­зы день в день", — говорят в пресс–службе "СберМаркета".
Из–за пандемии в целом и введе­ния карантинных мер в частности вся команда "Перекрёсток Впрок" и "Утконос Онлайн" не покидала ра­бочие места в течение всего дня. Сер­висам приходилось сокращать вре­мя приёмки заказов. "Во второй по­ловине марта, когда спрос на достав­ку продуктов вырос на 90%, а зака­зов поступало по 15 тыс. в день, мы поняли, что к такому сумасшедше­му спросу не готовы", — отмечает управляющий директор онлайн–гипермаркета "Перекрёсток Впрок" Леонид Довладбегян.
"Пандемия коронавируса стала не­простым вызовом. Нам потребовалось увеличить штат сотрудников, чтобы продолжать обеспечивать вы­сокий уровень сервиса. Мы вели ак­тивный поиск как новых курьеров, так и комплектовщиков", — расска­зала "ДП" менеджер по связям с общественностью "Утконос Онлайн" Юлия Володяева. При пиковых на­грузках в марте сервис фиксировал рост трафика на сайте до 400%. Кро­ме того, заказы стали на 40% тяжелее, что дало дополнительную нагрузку на операционные мощности.
Читайте также:
ТОП 100
ТОП-100 — 2020
Недавно появившийся на рынке, но взявший очень уверенный старт сервис доставки "Самокат" не заметил серьёзных проблем во вре­мя резкого скачка спроса. Директор по маркетингу Игорь Рожков рассказал, что усиливать команду курьеров "Самокат" начал ещё в мар­те, когда появились первые сообще­ния о коронавирусе в России. "Тог­да нам пришлось перестроить про­цесс подбора и найма новых сотруд­ников и почти полностью перенести его в онлайн–формат. Это позволи­ло всего за неделю нанять более ты­сячи курьеров. Сейчас в “Самокате” свыше 6 тысяч сотрудников достав­ки, и их количество постоянно уве­личивается пропорционально росту заказов", — отмечает он.
Эксперты утверждают, что объём заказов продолжал расти даже летом, несмотря на то что часть людей всё же смогла разъехаться по отпускам. В августе, когда все начали возвращаться, средний чек сразу вырос.

Местные рекорды

Лидирующие позиции по объёму инвестиций на российском рынке фудтеха занимает сервис доставки "Яндекс.Еда". За II квартал объём за­казов у него вырос в 2,3 раза по срав­нению с аналогичными показате­лями прошлого года. В Петербурге подключённых к сервису рестора­нов стало больше в 1,7 раза по срав­нению с 2019 годом.
Сервис "СберМаркет" также не сда­ёт позиции. За апрель–июнь было до­ставлено больше заказов, чем почти за 7 предыдущих лет работы. Во вто­рой половине октября было отме­чено увеличение количества зака­зов на 25% по сравнению с первой половиной месяца. Причём лиде­ром по темпам роста числа заказов стал именно Петербург — здесь сер­висом пользовались в 20 раз больше, чем в других городах.
Delivery Club запустил новые на­правления в сфере ресторанного сервиса: функцию заказа навынос, а также бронирование столов. "В июле 2020 года была также запущена доставка лекарств из аптек совмест­но с сервисом “Все аптеки” и товаров для животных. У нас есть стандарт­ный период роста с октября по март, дальше начинает теплеть, люди на­чинают ездить в отпуска, спрос снижается. Коронавирус продол­жил этот период роста с марта фактически на весь год", — сообщают в пресс–службе агрегатора.
За один только апрель "Перекрёс­ток Впрок" доставил свыше 260 тыс. заказов. "По итогам III квартала 2020 года количество заказов пре­высило 846 тыс., увеличившись более чем в 2,5 раза по сравнению с III кварталом 2019 года. Чистая выручка по итогам III квартала 2020 года выросла в 3 раза по срав­нению с предыдущим годом и достигла 2,8 млрд рублей без НДС", — сообщил "ДП" Леонид Довладбе­гян.

Кому что по вкусу

Пандемия изменила не только по­требительское поведение, но и товар­ную корзину. Если в феврале и мар­те самым популярным товаром была бутилированная вода в 5–литровых канистрах, то с апреля на первые позиции стали выходить молочная, хлебобулочная продукция, а также фрукты. У "Яндекс.Лавки" в октябре этого года самыми популярными то­варами стали яйца и вода.
Во "ВкусВилле" во время каран­тина чаще всего заказывали бана­ны, молоко, картофель и грудку цы­плёнка. При этом в компании отме­чают, что покупатели брали практи­чески то же самое, что и покупали в офлайн–магазинах. "Что касается трендов, которые мы наблюдаем, — снижение среднего чека и увеличе­ние частоты заказов. Всплеск инте­реса к сезонным новинками (сейчас манго, например, хит сезона и растёт спрос на хурму) и весовым товарам в доставке. Рост покупок това­ров для приготовления домашних блюд", — сообщили "ДП" в пресс–службе "ВкусВилла".
В сервисе "СберМаркет" отмеча­ют, что в течение года покупатели обычно заказывают бакалею, яй­ца, молоко, сахар, фрукты и овощи. "Есть сезонные колебания, напри­мер, в июне самым популярным товаром стала черешня, а в послед­ние 2 недели октября продажи му­ки, пищевой соды, разрыхлителей для теста выросли в 2 раза и более — это может быть связано с увлечени­ем домашней выпечкой", — считают представители "СберМаркета".
Эксперты ожидают, что в зимний период спрос на доставку продук­тов и готовой еды продолжит расти. Аналитики поддерживают эти ожи­дания: агентство InfoLine повысило прогноз по общему обороту рынка онлайн–доставки продуктов с 80–90 млрд рублей до 135 млрд за год.
Азиатская еда часто ассоциируется с чем–то не очень опрятным, с грязными улицами, с повозками, с антисанитарией и хаосом... Мы решили разрушить стереотипы.
Николай Белоусов
учредитель, "Джоли Ву и Бао"
Материал подготовлен в рамках проекта ТОП-100 — 2020 .