Картина посвящена памяти Елизаветы Глинки, главе фонда "Справедливая помощь", трагически погибшей в авиакатастрофе в 2016 году. Говорят, первый вариант сценария был совсем елейный, и исполнительница главной роли Чулпан Хаматова настояла на большей реалистичности. В финальном варианте мы проживаем один день вместе с Елизаветой Глинкой (который к тому же день её рождения), в течение которого она совершает множество хороших поступков и один нехороший.
Отсутствие реалистичного конфликта в российском фильме — вещь типичная. Но здесь произошло в своём роде чудо.
В основе сюжета — невыдуманный и очень типичный вызов, знакомый всем, кто занимается паллиативной помощью. Чтобы получить обезболивающие лекарства, нужно соблюсти ряд бюрократических процедур, на это уходит куча времени — а неизлечимо больной нуждается в лекарстве немедленно. Для врача это в чистом виде этический конфликт: между высшим долгом и долгом профессиональным, подразумевающим соблюдение регламента.
Мы легко себе можем представить, что выбирает доктор Лиза. Но из–за её выбора пострадать могут другие врачи, менее известные, а значит, беззащитные. Эта ситуация ставит перед моральной дилеммой уже другого героя, представителя ФСКН. Который в итоге принимает сторону доктора Лизы — а не собственной могущественной корпорации. Причём не потому даже, что Лиза — "хорошая". Вынужденно проведя с ней целый день, он в итоге понимает, что если такого человека, как Глинка, "изъять" из общества — то на этом месте образуется дыра, которую не под силу будет залатать никому.
Это очень смелый вывод для российского фильма. Это ведь заодно и констатация того, что государство в России по–прежнему не замечает, не учитывает боль отдельного человека. И не потому, что эта система как–то вот сознательно жестока — нет. Просто она чудовищно неповоротлива, она банально не успевает за человеком. Цитаты из фильма тут говорят сами за себя: "Если бы я всё делал по закону, у меня все были бы мёртвые".
"С властью нужно дружить", — говорит Глинке очередной чиновник из мэрии. "Я с тобой дружу — а с властью не хочу", — отвечает героиня в фильме. И это можно считать в своём роде универсальной "формулой доктора Лизы".
На вопрос: "Зачем тебе всё это?" — притом, что вполне могла бы позволить себе безбедную и нехлопотную жизнь, — экранная героиня не отвечает прямо, отделываясь шуточками.
Ответ на ключевой вопрос фильма нам, зрителям, приходится искать самим. И он тоже по–своему небанален: просто она хотела жить яркой, насыщенной жизнью — переживать каждый миг как последний. А когда ежедневно, как Лиза, находишься между жизнью и смертью — начинаешь её ценить, жизнь. И, понимая это, в каком–то смысле все мы можем позавидовать героине.
Всем бы такую жизнь.