Можете себе представить новое пространство в центре Петербурга? Да ещё и удачное? И здания новые и хорошие?
Да, редкость, но возможно. Улице Декабристов наконец повезло. Она много потеряла от Мариинки–2, но взамен Гергиев подарил городу не только отменный концертный зал, но теперь и мини–площадь. На днях было официально завершено строительство левого крыла концертного зала.
Причины проволочек не очень понятны: сначала построили сам концертный зал из сгоревшего хранилища декораций, затем он получил правое крыло, примыкающее к стадиону Университета Лесгафта, а дальше очень долго ждал левого. В итоге оно построено — и получилась крайне добротная композиция.
Всё кирпичное, центр спокойнее, у узких крыльев прогибающиеся, словно колышущиеся плоскости фасадов. Просто идеальный триптих. С авторством крыльев там не очень ясно. Насколько можно судить, проект сделала мастерская "А. Лен" Сергея Орешкина, а строили другие и кое–что меняли.
Но в итоге не сильно испортили, получилось очень свежо и умело. А в контексте района с Новой Голландией на невидимом заднем плане просто очень к месту. Кирпича становится всё меньше, фабрики нещадно сносят, а здесь такой оммаж старому материалу. Да и решение фасадов совсем не банально, у нас терпких игр с фактурой и плоскостями не так и много. Но, собственно, даже это достижение — шанс для ещё лучшего будущего.
У ограды стадиона, обрамляющей входную площадку в концертный зал, поставят памятник Чайковскому. Конкурс завершился совсем недавно, результаты мало вдохновляющие, от первого этапа отличаются не сильно, но тем не менее два проекта выбраны. Один, напоминающий трёхмерную конструкцию из формованного картона, наверняка поставят у этой ограды. Он банален, но не убог.
Конечно, таким 3D–проектированием занимаются и школьники, но Чайковский из объёмных полосок в нашем городе будет выглядеть не так и плохо. Он спокоен, было бы забавно сделать его деревянным, он бы старел и насыщался цветом времени, но на это точно не решатся. Впрочем, медный тоже был бы неплох, патиной бы покрывался. В конце концов, будет дальше больше вкуса — заменят, но пока — новичок в нашей бронзово–истуканной местности.
Остаётся ещё и брандмауэр слева, большая оштукатуренная глухая стена жилого дома по улице Декабристов. В контексте возникшей площади он выглядит странновато. Но тут как раз и напрашивается совместная инициатива — театра, службы главного архитектора, главного художника, КГИОП — эту стену разукрасить. Самый простой ход: на фоне стройки там постоянно возникали баннеры театра, а что если разделить эту стену на квадраты разной величины и покрыть разными фигурками.
Дому хуже не станет, никто бы пробитые окна не тронул, они бы жили своей жизнью. Дальше всё зависит от бюджета. Можно, как в бизнес–центре "Бенуа" на Пискарёвском, сделать принты на стекле с картинками из истории театра, разные эскизы декораций и костюмов процитировать, добавить звёзд театра прошлого и настоящего, побольше Гергиева включить в разных видах, а что–то оставить для анонсов концертов и спектаклей. Можно их сделать керамическими. Они бы поблёскивали, переливались, а между ними мерцали афиши концертов. И так далее. Вариантов тьма. Можно пестрее, можно сдержаннее.
Это предложение самое примитивное, оно — лишь посыл к фантазии. Для этого и нужен конкурс, причём надо позвать молодых дизайнеров и архитекторов, их у нас тысячи. И тут можно придумать что–то очень весёлое, задорное и увлекательное. Или, наоборот, строгое. И тогда мы бы получили не просто благородную piazza на Декабристов, но и максимально вибрирующее, яркое место.
Театр и Гергиев сделали почти всё, остались ягодки на очень даже качественном шоколадном торте. И не простом, а в трёх ипостасях.