Власти Коми придумали варианты обратной загрузки Севморпути

Автор фото: rkomi.ru
Глава Коми Владимир Уйба.
Республика Коми готова выступить партнёром проекта "Северный морской транзитный коридор" (СМТК) и уже готовит предложения по обеспечению объёмов обратной загрузки в восточном направлении. Об этом сообщили в правительстве Коми по итогам совещания по развитию Северного морского пути (СМП), которое накануне, 21 октября, провёл в Мурманске председатель правительства РФМихаил Мишустин.
Глава Коми Владимир Уйба считает, что лес из Коми может быть востребован в программе малоэтажного деревянного строительства на Сахалине и Камчатке. "Речь идёт о быстровозводимых и разборных унифицированных конструкциях, которые готовы производить под заказ дальневосточных коллег предприятия республики", — пояснил он.
Кроме того, Коми готова предложить экопродукцию. "Например, оленина или дикоросы. Если мы объединим под единым международным брендом её объемы с НАО, Чукоткой, Камчаткой, то может получиться достаточный объём для выхода на международный рынок экопродуктов, например Японии",— считает Владимир Уйба.
Власти Коми также полагают, что обратную загрузку СМТК можно обеспечить грузами из других субъектов РФ, не имеющих выходов к морю, доставляя их к арктическим портам по дорогам и рекам Коми. Для этого необходимо обеспечить прямой доступ к морскому порту города Усть-Кара, находящемуся в 160 км от Воркуты, а также провести расчистку русел рек и дноуглубительные работы по основным потенциальным речным транспортным артериям Республики Коми — Вычегде и Печоре.
Глава Коми отметил, что устье Печоры расположено между морским портом Индига, строительство которого планируют начать в 2021 году, и действующим морским отгрузочным терминалом в посёлке Варандей. Кроме того, через Республику Коми проходит железнодорожная магистраль, а также строится дорога от Усинска к Нарьян-Мару, что открывает возможность доставки грузов до Печоры наземным транспортом: оттуда их далее можно транспортировать до портов Индига и Варандей с использованием судов класса река — море. Владимир Уйба отметил, что для сбора грузовой базы необходимо будет строить речной флот, которым можно загрузить как верфи СЗФО, Дальнего Востока, так и небольшие судоремонтные заводы — например, в Печоре.
Глава правительства РФ Михаил Мишустин на совещании в Мурманске сообщил, что за 9 месяцев 2020 года объём грузоперевозок по Северному морскому пути составил 24,5 млн тонн, притом что президентом РФ Владимиром Путиным поставлена задача к 2024 году нарастить грузоперевозки до 80 млн тонн. Порядка 65% грузоперевозок по Севморпути сегодня, по словам Мишустина, составляет транспортировка сжиженного природного газа.
Ранее "ДП" подробно писал о проблеме обратной загрузки и других сложностях транзита по Северному морскому пути.