Кадровый голод и снижение трафика: вторая волна дошла до торговых сетей

Автор фото: Владимир Гердо/ТАСС

Вторая волна коронавируса, которая уже накрыла всю страну, добралась и до торговых сетей. Весной ретейл столкнулся с серьезным испытанием, но уже осенью пандемия вновь приготовила для него новые вызовы. Представители торговых сетей рассказали "ДП", с какими трудностями им предстоит столкнуться в ближайшее время.

О том, что покупатели стали спокойнее и рациональнее подходить к покупкам относительно ситуации, которая сложилась весной, сообщили во всех торговых сетях. По мнению владельца магазинов "РеалЪ" Александра Мышинского, отсутствие всплеска спроса может быть связано с резким ростом цен на товары первой необходимости. По его словам, значительно выросли закупочные цены на сахар, гречку, подсолнечное масло и другие товары.
"С чем такой рост цен может быть связан, пока непонятно. Возможно, поэтому и изменилась структура потребления, люди ждут, что цены на товары первой необходимости вдруг упадут", — рассказал бизнесмен.
При этом на отдельные категории товаров спрос все же вырос. "В "Пятёрочках" Петербурга на протяжении трех последних недель мы наблюдаем увеличение спроса на 5-7% в натуральном выражении по социальным позициям бакалеи и до 10% по единичным категориям", — сообщили в пресс-службе X5 Retail Group.
Весной ситуация со спросом на продукты отличалась кардинально. "В период с 9 по 22 марта, в целом в стране более 50% покупателей "Пятёрочки", "Перекрёстка" и "Карусели" делали закупки впрок товаров длительного хранения. Тогда образовалась группа продуктов повышенного спроса, продажи которых в разы превышали обычный уровень: мясных консервов в 38 раз, замороженной продукции — почти в 30 раз, овощей — в 29 раз, круп — 25,5 раз, сахара — 24,6 раз, соли — в 19,7 раз. Пик закупок, по нашим оценкам, был пройден 17 марта 2020 года", — уточнили в пресс-службе X5 Retail Group.
В пресс-службе сервиса доставки продуктов "Перекрёсток Впрок" рассказали, что в ходе подготовки ко второй волне коронавируса пришлось увеличить мощность склада в Петербурге. Кроме того, компания сфокусировалась на поставках базовых продуктов, чтобы обеспечить их достаточное количество в случае роста спроса на товары первой необходимости, добавили в пресс-службе.
Участники рынка также рассказали, что столкнулись с падением трафика покупателей в магазинах. "В последнее время мы заметили, что вырос средний чек, но сократилось количество чеков. Люди стали ходить в магазин реже, но покупать больше. То есть три-четыре визита сократили до двух. Соответственно, я сейчас наблюдаю, что на 5% средний чек вырос, то на 4% количество чеков упало", — сказал Александр Мышинский.
Снижение трафика также заметили и во всех магазинах X5. В компании отмечают, что это нивелируется ростом среднего чека. "Потребительские предпочтения изменились в сторону заказа большего числа товаров, что увеличило габариты и объемы покупок. Например, если раньше в одну машину помещались 30 заказов, то сегодня для такого же количества потребоваться уже два автомобиля", — рассказал руководитель проекта "Яндекс.Маршрутизация" Данил Шелехов.
Первый локдаун изменил и привычные маршруты ритейлеров. "По словам ряда FMCG-производителей, основная часть заказов в обеих столицах переместилась в спальные районы. Многие ритейлеры открыли доставку по загородным направлениям, так как в первый локдаун значительная часть покупателей уехала из города, чтобы изолироваться на дачах и в деревнях. Помимо этого, пандемия изменила объем самих заказов", — добавил Данил Шелехов.

Трудно найти человека

В настоящее время одной из главных проблем ретейлера, как и других сфер, стал дефицит линейного персонала. "В настоящее время есть большая проблема с кадрами — линейным персоналом — уборщики, грузчики и продавцы. Как бы там не было, в этой сфере заняты много людей из Белоруссии, Казахстана. Сейчас трудно стало найти человека, и ставки уже другие", — рассказал Александр Мышинский, добавив, что это один из факторов, который в настоящее время мешает расширяться сети.
В сервисе "Перекрёсток. Впрок" рассказали, что предвидели эту ситуацию и уже в сентябре начали активно нанимать сотрудников — сборщиков, водителей-экспедиторов, операторов call-центра.
"Весной в начале локдауна мы столкнулись с нехваткой персонала, поэтому теперь работаем на опережение. Тогда нам удалось оперативно принять более 1,3 тыс. новых сотрудников, из которых около 25 % приходилось на Петербург", — сообщили в компании.
В сервисе доставки продуктов "Самокате" также пришлось усилить команду курьеров. "Сегодня в "Самокате" работает около 7 тыс. сотрудников доставки. И их количество будет увеличиваться вместе с ростом заказов новых пользователей и развитием зоны покрытия сервиса в Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде и Казани", — рассказал директор по маркетингу сервиса экспресс-доставки "Самокат" Игорь Рожков.

Дорогая услуга

Ситуация с коронавирусом во многом изменила индустрию продуктового ритейла. Сегодня покупка продуктов онлайн стала привычной опцией. Рост интереса к онлайн-сервисам наблюдался ещё весной этого года. В настоящее время сервисы доставки продуктов развиваются и после отмены ограничений.
"Количество заказов в онлайн-гипермаркете "Перекресток Впрок" в 3 квартале превысило 846 тыс., что более чем в 2,5 раза больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Среднее количество заказов в день превысило 10 тыс., достигая 11,8 тыс. в пиковые дни, что соответствует количеству заказов в день в период действия ограничительных мер во время активной фазы распространения вируса. Таким образом чистая розничная выручка онлайн-гипермаркета "Перекрёсток Впрок" в 3 квартале более чем втрое превысила результат 3 квартала 2019 года, — сообщили в пресс-службе Х5.
В 3 квартале 2020 года сервисы экспресс-доставки компании в день совершали 9,3 тыс. заказов, средний чек которых составил 1 540 руб. В сентябре количество заказов в день начало ускорение после замедления с середины июня и достигало 14 тыс., что превышает количество заказов в пиковые дни во время действия ограничений.
Однако не все сети стремятся выйти на рынок доставки. "Доставка — это довольно дорогая услуга. Мы вели переговоры с крупными игроками. У них очень жесткие условия — с точки зрения экономики, поэтому для нас это не выгодно. Помимо того, что они берут высокую комиссию с нас за доставку, так они ещё требуют выделение большого пространства под своих работников", — рассказал Александр Мышинский.
По словам бизнесмена, в настоящее время доставка может быть интересна с точки зрения пиара. "Сейчас эта тема больших компаний с огромными бюджетами, и пока она ещё несколько лет будет убыточна, поэтому нам туда соваться бесполезно. Мы в конечном счете придем туда, когда этот рынок устаканится и когда это будет не так затратно", — добавил он.
Тем не менее сервисы доставки оказались в выигрыше из-за пандемии коронавируса и режима самоизоляции в России. Например, сервис "Самокат" по итогам "первой волны" вырос в 3,5 раза по объему заказов.
"Многие эксперты прогнозировали падение спроса на доставку из-за отмены режима самоизоляции. Но этого не произошло. И в июне, когда в Москве были сняты ограничения для горожан, Самокат продолжил расти по количеству заказов относительно последнего месяца самоизоляции. Мы сохраняем этот рост на протяжении всего времени и доставляем каждый день уже свыше 57 тыс. заказов", — рассказал Игорь Рожков.