Соблазнённые девальвацией: товарооборот Северо-Запада рухнул

Автор фото: Ермохин Сергей
Автор фото: Ермохин Сергей

Показатели товарооборота в СЗФО оказались хуже прошлогодних, но кризис открыл новое окно возможностей для несырьевого экспорта.

Тяжёлый период практически для всех отраслей в 2020 году сказался и на экспортных показателях. Внешнеторговый оборот Северо–Западного федерального округа в первом полугодии составил $36 млрд, что на 13% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2019–го. Сильнее всего в нынешнем году пострадал экспорт — объём хоть и достиг $20,6 млрд, но не дотянул до прошлогодних показателей (–13,7%). Импорт также оказался в минусе (–12,8%), составив $15,8 млрд.

Сырьевое меню

Экспорт нефти и нефтепродуктов снизился на 25% (такое же падение у электрических машин и оборудования), удобрения — на 17%, алюминий — на 16%. Структура основных стран — потребителей продукции из СЗФО не изменилась: Нидерланды — $3,4 млрд, Китай — $1,8 млрд, США — $1,5 млрд, Германия — $1,4 млрд, Великобритания — $1,1 млрд, Финляндия — $1 млрд. Аналогичная ситуация с товарооборотом у Петербурга, доля которого в общей корзине СЗФО занимает 53%. За первое полугодие город экспортировал на $10,95 млрд (–13,7%), Ленинградская область — на $2,67 млрд (–23%). Из всех регионов положительную динамику экспорта продемонстрировали только Калининградская и Мурманская области — на 10,8% и 3,2% соответственно.
Примечательно, что на фоне общего падения некоторые страны даже нарастили объёмы закупок нефти и нефтепродуктов из СЗФО: США (+112%) и Германия (+56%). Другие основные страны — импортёры российского чёрного золота — Нидерланды, Китай и Бельгия, наоборот, снизили потребление в среднем на 10%. Начальник аналитического отдела ИК "ЛМС" Дмитрий Кумановский также отмечает, что открылся новый рынок сбыта российского сырья — Индия, где своё присутствие расширяет "Газпром нефть". Объёмы поставок пока небольшие: из СЗФО в первом полугодии 2020 года туда направили 415 тыс. тонн, но это в 23 раза больше, чем в прошлом году.
"Рост поставок нефти и нефтепродуктов в Германию связан с низким курсом рубля, поэтому возник спрос на продукцию в Европе. Прежде всего это касается дизельного топлива, которое традиционно поставляется из СЗФО. Что касается Китая, то туда осуществлялись поставки примерно с апреля по июль, когда требовалось выполнение соглашений по ОПЕК+. Именно Китай обеспечил устойчивый сбыт российской нефти, которая была даже дороже европейской, — объясняет Дмитрий Кумановский. — Спрос на российское чёрное золото со стороны США объяснить просто: из–за собственных санкций в отношении Венесуэлы американские нефтеперерабатывающие заводы были вынуждены искать подходящую замену. Этим аналогом стала российская нефть с необходимым содержанием серы, её смешивают с лёгкой американской нефтью, чтобы получить кондицию, схожую с венесуэльской".
Первое полугодие 2020 года выдалось не самым удачным и для экспорта древесины. Из СЗФО экспортировали этого товара на $1,1 (–10%), из Петербурга — на $244 млн (–22%). В частности, сократились поставки из Северной столицы в Германию (–43%), Швецию (–44%), Китай (–12%), Финляндию (–23%) и Эстонию (–6%).
"По всей видимости, значительное влияние оказала остановка производств в Европе во II квартале 2020 года из–за карантинных мер, — поясняет руководитель Информационного делового центра Петербурга в Гамбурге Дмитрий Васильев. — В целом Финляндия — один из основных стран — переработчиков российской древесины, которую затем продают в Европу и Америку. Германия не только перерабатывает древесину, но и выступает в роли хаба. Через её порты — Любек, Гамбург, Киль — товар отправляется в Италию, Австрию и другие страны".

Несырьевая дорога

По словам Дмитрия Васильева, в Петербурге многократно выросли обращения от несырьевых экспортёров, которые заинтересованы в выходе на европейский рынок. Правда, немногие из них готовы идти до финишной прямой.
"Мы получаем массу обращений от производителей пищевой продукции, кормов, мебели, садовой техники. Так, недавно зарегистрировали торговую марку одного из производителей минеральной воды, который хочет торговать в Европе. Пока реальных кейсов не так много, они ещё прицениваются, многие из них не готовы вкладываться в маркетинг. На европейском рынке недешёвые услуги, но всё зависит от страны: если в Болгарии или Прибалтике общеевропейский сертификат на продукцию может обойтись в 5 тыс. евро, то в Германии — от 30 тыс. до 60 тыс. евро", — говорит он.
Аналогичную тенденцию отмечают в Российском экспортном центре (РЭЦ). Специалисты зафиксировали, что в течение года доля несырьевого неэнергетического экспорта России в общем объёме экспорта росла, достигнув к маю 46%. Это, по мнению специалистов, стало возможным из–за кратного увеличения экспорта продукции агропромышленного комплекса и продажи металлов. В число наиболее востребованных экспортных товаров вошли подсолнечное масло (+12%), азотные удобрения (+39%), аммиак (+218%), мороженая рыба (+9%) и сахар (+303%). Товар отправляется в Китай, Турцию, Великобританию. Положительная динамика экспорта наблюдается в страны СНГ, в частности Узбекистан и Азербайджан.
"В условиях пандемии и частичного снижения внутреннего спроса на продукцию компаниям удалось выйти на новые рынки и расширить географию и ассортимент экспортных продаж. Наша страна продолжает наращивать объёмы несырьевого неэнергетического экспорта", — констатирует вице–президент АО "РЭЦ" Станислав Георгиевский.
По мнению эксперта, участникам ВЭД необходимо адаптировать бизнес к цифровым технологиям, это позволит им обеспечить снижение издержек экспортной торговли.
Вице–президент ГК "Аривист" Евгений Кошкаров также обращает внимание, что из СЗФО в этом году вырос экспорт несырьевой продукции — стекла. Отечественные предприятия сумели двукратно нарастить объёмы поставок на внешний рынок.
Благоприятным условием для реализации экспортного потенциала стало ослабление рубля, российская продукция получила конкурентное преимущество в виде соблазнительной для иностранного потребителя цены.
Материал подготовлен в рамках проекта " Рейтинг промышленных предприятий — 2020 "