"Всё стало безликим": Невский проспект теряет атмосферу эксклюзивности

Автор фото: Лидия Верещагина
Автор фото: Лидия Верещагина

Почему некоторые форматы не приживаются на Невском проспекте? И куда делась атмосфера эксклюзивности в центре города?

По мере снятия карантинных ограничений аналитики наперебой бросились подсчитывать количество предприятий, не переживших нынешние смутные времена. По оценке консалтинговой компании Colliers International, на Невском состоялась настоящая децимация, как в римских легионах, потерпевших поражение, — с проспекта ушли 11,1% арендаторов, освободив 30 помещений различного метража.

За химчисткой — во дворы

Ситуация выглядит пугающе, однако вовсе не является уникальной — в каждый кризис Невский проспект покидает от 15 до 20% арендаторов, "подушка безопасности" которых оказалась недостаточно пухлой. Так было в 2008–м, то же повторилось и в 2014–2015–м. Кто–то переезжает в места поскромнее, кто–то закрывается навсегда, а кто–то, поднакопив жирка, возвращается в строй как ни в чём не бывало. Однако есть и те, кто вынужден покидать Невский проспект без уважительной причины в виде циклического кризиса. Если присмотреться к регулярному обновлению вывесок, то можно проследить несколько вполне очевидных трендов в том, какие бизнес–форматы не приживаются на центральной улице города.
"Ни в одном крупном городе мира на главной улице не будет малых производств или предприятий в сфере бытовых услуг, это очевидно. И они там не нужны. Я сомневаюсь, что кто–то пойдёт в химчистку на Невский проспект. Зачем? Для производства тоже масса проблем. Арендная ставка будет выше, но с точки зрения логистики это далеко не самое удобное место", — описывает сложившиеся реалии председатель совета Союза малых предприятий Санкт–Петербурга Владимир Меньшиков.
С этим согласен директор по развитию CoinLoan Михаил Рожко. Он отмечает, что трафик на Невском создают в основном туристы, а петербуржцы либо специально выбрались прогуляться, либо спешат домой с работы из бизнес–центра. Потребности в ремонте обуви или химчистке здесь и сейчас у них возникают очень редко. По той же причине на главной улице не приживается продуктовый ретейл.
"Здесь слишком высокие арендные ставки. А люди, особенно туристы, когда гуляют по Невскому, то не за продуктами ходят. Их интересуют рестораны, сувениры, покупка подарков, одежды, но никак не продуктов. Бытовые потребности люди закрывают рядом с домом. При этом на прилегающих улицах все эти сферы могут чувствовать себя прекрасно", — добавляет Михаил Рожко.
Старо–Невский в этом плане, кстати, до последнего времени отличался большей демократичностью. Это порой приводило к курьёзам наподобие памятного соседства по адресу: Невский, 113, бутика элитных итальянских аксессуаров и драгоценностей BVLGARI и продуктового ретейлера экономкласса "Дикси".
Однако глобальные тенденции работают и здесь. Так что иллюстрация к перелицованному советскому лозунгу "Петербург — город контрастов" (в оригинале, напомним, был Нью–Йорк) уже не актуальна. Нынешним летом, несмотря на сезонные трудности, место "Дикси" занял люксовый бренд Brunello Cucinelli, а аналитики рынка уже всерьёз говорят о формирующемся за площадью Восстания fashion–кластере (см. статью на стр. 16). Увы жителям окрестных домов, которым приходится бегать за хлебом и кефиром всё дальше.

Фастфуд без лица

Ограничивающим фактором развития для многих форматов является запрет на парковку вдоль Невского проспекта.
По мнению президента Федерации рестораторов и отельеров Северо–Запада Леонида Гарбара, именно этим обусловлена специфика общепита, который может здесь выжить: "Ресторанов high–класса и middle–класса стало значительно меньше, они ушли. Остались только исторические, такие как “Палкинъ”. Но они никуда и не денутся, потому что сами по себе являются достопримечательностями. Сейчас Невский — это не то место, куда люди специально поедут, чтобы сходить в ресторан. В результате он стал более туристически–фастфудным. Это золотое или даже платиновое место для “Макдоналдса”. Вместо пирожковой “Минутка” — “Сабвей” и так далее. Всё стало безликим, глобализационным, нет изюминки. Раньше была индивидуальность, а сейчас её нет. Всё сетевое — или наше, или глобальное".
Из–за того, что одиночки на Невском не выживают, центральный проспект практически лишён авторского, нишевого фастфуда, который мог бы формировать атмосферу эксклюзивности, с досадой замечает Леонид Гарбар. Он вспоминает собственный опыт открытия "Пирожковой" на углу Лиговского и Невского проспекта. Профессионально сделанный проект, делавший акцент на авторский фастфуд с национальным колоритом, не смог продержаться и полгода: повышенная проходимость оказалась неспособна компенсировать завышенные арендные ставки.

Имидж — всё

Удачные примеры уникальных проектов, выживающих на Невском годами, несмотря ни на что, можно найти в других сферах, не связанных с общепитом. Михаил Рожко приводит в пример Модный дом Татьяны Парфёновой и подчеркивает, что объявлять проспект полностью оккупированным глобальными сетями было бы несправедливо.
"Наиболее распространены две категории бизнеса: ориентированный на большие потоки людей и разнообразные имиджевые истории. Если у большого бренда есть флагманский магазин на Невском, то он может не быть прибыльным и даже окупаемым, но представительские функции будет выполнять в любом случае", — добавляет Владимир Меньшиков.

Меньше, да лучше

"Золотой стандарт" торговой площади, на которой можно строить бизнес не в убыток, на Невском практически не отличается от общегородских параметров.
По оценке Михаила Рожко, это коридор между помещениями 70–80 м2 и 120–150 м2. Из–за этого уход крупного арендатора нередко побуждает к разделу большого помещения на несколько мелких, так как найти достойную замену слишком сложно. Успешный кейс сравнительно недавно был реализован на углу Невского с Большой Морской.
Вместо того чтобы пытаться найти арендатора, способного потянуть площади, освобождённые подразделением Сбербанка, хозяин помещения сдал его трём предприятиям общепита и торговли: Cofix, "Пират–мармелад" и фирменному магазину фабрики им. Крупской.
"Всё зависит от концепции. “Макдоналдс” может выживать на большой площади на Невском проспекте. А, например, Greenbox такая площадь просто убьёт", — отмечает Леонид Гарбар.
Наконец, существуют форматы, которые даже не пытаются обосноваться на Невском из–за "блокирующих" арендных ставок. Хотя их наличие могло бы существенно украсить и оживить главную улицу.
"Не хватает частных галерей, музеев. Те, что есть, — у них в основном помещения в собственности. Аренду бы они не потянули. Не хватает красивых салонов, связанных с модой или автомобилями. Есть, например, салон Rolls–Royce на Малой Морской. Мне кажется, он бы на Невском хорошо смотрелся. Или салон Bentley, который на Выборгской набережной. Это была бы хорошая имиджевая составляющая всего Невского проспекта", — считает Михаил Рожко.
Материал подготовлен в рамках проекта "Кто владеет Невским проспектом — 2020"