Сбербанк банкротит "Невскую логистику" по делу "Интерторга"

Автор фото: Сергей Ермохин

В ООО "Невская логистика", связанном с ТД "Интерторг" (торговые сети Spar и "СемьЯ"), введено наблюдение. Его банкротит ООО "СБК Гранд", "дочка" Сбербанка.

Банк приступил к активному взысканию кредитных долгов с ретейлера в конце прошлого года. Он предъявил серию исков в совокупности на 8,1 млрд рублей к ТД "Интерторг" и компаниям, связанным с ним, в том числе и "Невской логистике". Их совладельцем является бизнесмен Мушвиг Абдуллаев (№ 30 в Рейтинге миллиардеров "ДП").
Сейчас коммерсант оспаривает договоры поручительства по кредитам, выданным его компаниям Сбербанком. Отметим, что это распространённая ситуация для группы взаимосвязанных компаний: одни фирмы берут займы, другие выступают поручителями по этим кредитам.
Наблюдение — первая процедура процесса о несостоятельности, в рамках которой арбитражный управляющий, назначенный судом, изучает и анализирует экономическое положение должника. По результатам отчёта решается дальнейшая судьба компании. При этом, как отмечает Владимир Журавчак, партнёр юридической компании "Сотби", по статистике 2019 года, при рассмотрении этого вопроса в 75% случаев суды признают должника банкротом и открывают конкурсное производство, а прекращение производства по банкротному делу происходит в 23% случаев. "Однако нужно учесть, что значительная часть таких дел прекращается из–за полного отсутствия имущества у должника и невозможности финансирования самой процедуры", — добавляет Журавчак.
В рамках процесса о несостоятельности "Невской логистики" кредитор добился обеспечительных мер. Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти запретил сделки с восемью участками земли (Петербург, Кудрово, Шушары, Гатчинский район), общий размер которых составляет 138,1 тыс. м2, а также рядом производственно–административных зданий в Шушарах и Петербурге.
По оценке Андрея Бойкова, партнёра консалтинговой компании Rusland SP, стоимость земли составит около 2–3 тыс. рублей за 1 м2, а зданий — порядка 20–30 тыс. рублей за 1 м2.
Алексей Агеев, частнопрактикующий юрист, отмечает, что Сбербанк, очевидно, нацелен контролировать банкротство всей группы компаний: "Инициация процесса о несостоятельности “Невской логистики”, держателя активов, — явный сигнал “начала конца” всей группы". При этом эксперт обращает внимание, что в рамках другого арбитражного дела суд наложил арест на всё имущество "Невской логистики" без указания конкретных объектов. Потенциально это давало должнику возможность вывести часть объектов из–под ареста, если бы ему удалось доказать, что их стоимость превышает сумму долга.
По оценке Агеева, шансы банка получить долги малы: "Залоговая стоимость всего недвижимого имущества — примерно 1,1 млрд рублей. Если смотреть только с математических позиций, погасить все требования за счёт залога вряд ли удастся".