Алексей Стрельников Все статьи автора
9 сентября 2020, 16:20 592

Совести не прибавит: перевозчики раскритиковали новые требования Минтранса

Фото: Тихонов Михаил

Минтранс намерен ужесточить требования к работе водителей грузового автотранспорта, а в будущем следить за ними с помощью "Большого Брата" онлайн. Участники рынка считают, что добросовестности перевозчикам это не прибавит.

С 1 января 2021 года в России может измениться регламент деятельности водителей большегрузов. Планируется, что за рулём можно будет проводить не более 9 часов в сутки, 56 часов — в неделю, 90 часов — в течение 2 недель. При этом водитель должен прервать рейс минимум на 45 минут спустя 4,5 часа поездки. Соответствующие поправки содержатся в приказе Минтранса, проект был опубликован в начале августа. От действующих сейчас требований они отличаются ограничением на общее число часов за рулем в неделю и разделением рабочего времени на три категории: управление автомобилем, перерыв для отдыха в течение дня и остальное время.

Возникла "новая нормальность": Беглов подвёл итоги года на посту губернатора

Возникла "новая нормальность": Беглов подвёл итоги года на посту губернатора

22472
Владимир Герасимов

Политика госорганов — подвести российские правила под европейский стандарт (Европейское соглашение о работе экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки). Активная работа над этим началась в 2013 году.

Тогда перевозчиков обязали устанавливать цифровые тахографы — приборы учёта скорости, пробега автомобиля и трудового графика водителя. Их стоимость варьируется от 30 тыс. до 50 тыс. рублей.

При подключении аппарата в салоне автомобиля устанавливаются пломбы со специальной маркировкой, получить доступ к данным могут только специалисты, имеющие ключ. Наличие тахографов проверяется при техосмотре автомобилей.

Чтобы отслеживать присутствие водителя, при каждом рейсе работник должен использовать персонализированную карту, которая вставляется в тахограф. Но интернет содержит множество подсказок, как самостоятельно "подкручивать" некоторые показатели устройства.

Каждому по тахографу

Обязательную эксплуатацию тахографов разделили на несколько этапов по годам — в зависимости от грузоподъёмности транспорта и форм бизнеса. От их установки освобождаются машины экстренных служб, эвакуаторы, бетономешалки, молоковозы, автолавки и т. д. В отношении внутригородского и пригородного общественного транспорта действует мораторий.

Первыми опробовали на себе нововведение грузовые автомобили от 3,5 тонны, использующиеся юрлицами или индивидуальными предпринимателями. С начала этого года очередь дошла до грузовиков с массой свыше 3,5 тонны, принадлежащих частным лицам. Они занимают 70% всего рынка автоперевозок. То есть на настоящий момент тахографы должны стоять практически во всех большегрузах.

Разунитаривание: кто выиграет от приватизации транспортных ГУПов

Разунитаривание: кто выиграет от приватизации транспортных ГУПов

815
Дарья Кильцова

Штраф за отсутствие устройства может достигать 5 тыс. рублей — для физлиц, до 10 тыс. рублей — для должностного лица, выпустившего автомобиль на линию, до 50 тыс. — для владельца транспортного средства.

Если работник не отдохнул положенное время, то также предусмотрены санкции: водителю придется заплатить штраф 1,5–2 тыс. рублей, должностным лицам — до 10 тыс. рублей, ИП — до 25 тыс. рублей, организацию могут оштрафовать на сумму до 50 тыс. рублей.

Но на практике, говорит глава ассоциации "Грузавтотранс" Владимир Матягин, ужесточение требований к труду и отдыху водителей не сильно затронуло отрасль. Новые регламенты ждёт та же участь, уверен он.

"Проблема в том, что государство взяло западную модель, но упустило их практику. Прежде всего, в Европе к тахографу привязана почасовая оплата работников, поэтому приборы фактически защищают водителей от завышенных требований заказчика. Информация с устройства в режиме онлайн уходит в социальную службу и полицию. У нас же работы водителя оцениваются в тонно–километрах. И чаще всего представитель заказчика говорит, что простой оплачивать не будет. Фактически он стимулирует нарушения законодательства. Ценообразование грузоперевозок очень низкое, поэтому бороться с демпингом недобросовестных участников сложно. Мы уже давно говорим, что нужно тарифицировать работу водителей, как в Европе", — убеждён представитель отрасли.

По его оценке, не соблюдает режим труда и отдыха больше половины участников рынка, еще 20–30% следуют предписаниям частично.

"Например, крупные компании, такие как “Деловые линии”, занимаются перевозками сборных грузов, в этом сегменте высокая маржинальность. Они могут создать хабы для смены водителей. Но у кого в автопарке всего две–три машины, тот лишён такой возможности", — заключает он.

Пострадают логисты

Руководитель автопарка транспортно–логистической компании Itella в России Александр Русаков также считает, что нынешние изменения в правилах труда и отдыха водителей не окажут большого влияния на отрасль. По его словам, представительство компании в этом году пережило несколько проверок на эксплуатацию тахографов — обошлось без штрафов.

"С новыми правилами изменились только возможные суммы штрафов за нарушения, указанные в КоАП, которые не должны повлиять на формирование цен. Себестоимость товара, как и цена перевозки, зависит от многих факторов. В связи с пандемией рынок ещё не успокоился, и это на данный момент основной дестабилизатор", — говорит эксперт.

От ужесточения требований прежде всего пострадают логистические компании, уверен директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic Эдуард Миронов.

"Увеличение штрафов за нарушение режима труда и отдыха может сделать менее прибыльной схему работы многих логистических компаний, которые вынуждают водителей работать больше положенного времени. Но это также заставит и добросовестные компании закладывать такие расходы в себестоимость перевозки как потенциальный риск, — говорит он. — Зарплата водителей и сопутствующие взносы в общем составе цены за грузоперевозку составляют 29–40%. Всё зависит от грузоподъёмности машины и направления следования. Поэтому многие транспортные компании вынуждают водителей работать сверхурочно, что вызвано желанием получить максимум от их работы".

Специалист уверен, что последующая эволюция процесса в беспроводную передачу данных с тахографа в единый центр обработки информации позволит кардинально изменить подход к контролю режима труда водителей. В этом случае обхитрить систему будет значительно труднее.

Такой центр автоматизированной информационной системы тахографического контроля (ГАИСТК) должен появиться не позднее 31 декабря 2024 года. На настоящий момент всю информацию с тахографов перевозчики передают в ручном режиме.

Кстати, Петербург также причастен к разработкам — над софтом для ГАИСТК под названием "Тахографический контроль" работает петербургское ООО "Интек". Компания принадлежит предпринимателям Геннадию Головастикову и Евгению Столярову. Этот подрядчик с 2014 года регулярно выигрывает закупки Минтранса на разработку софта для учёта данных, получаемых с тахографов. Общая сумма контрактов превышает 260 млн рублей.

На практике использование "умных" тахографов выглядит следующим образом: данные о машинах, водителях и контрольных устройствах собираются и отслеживаются в режиме реального времени. Штрафы также планируется выставлять в автоматическом режиме, оповещая об этом удаленно водителя или юрлица. Использовать подобные устройства пока нельзя: технических требований к онлайн–тахографам на законодательном уровне не существует. Планируется, что осенью этого года в правительство РФ внесут законопроект о тахографии, разработанный Минтрансом. Если предложение одобрят, то закон должен вступить в силу через год в Москве и Московской области и через 2 года — в других регионах России.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама