Испытания на ЛАЭС-2: ожидаются значительные изменения мощности энергоблоков

Автор фото: ТАСС

На Ленинградской АЭС-2 могут начать испытания системы маневрирования, то есть значительного изменения мощности энергоблоков в течение суток. Станция станет тестовой площадкой для технологии, которую потом можно будет продавать за границу.

Как стало известно "ДП", подготовкой технологии маневрирования в рамках НИОКР занимается АО "Атомпроект" — инжиниринговый дивизион госкорпорации "Росатом". По словам экспертов, близких к структурам "Росатома", работа идет полным ходом: расписана "дорожная карта", а первые модернизации на ЛАЭС-2, возможно, будут осуществляться уже в конце этого года во время планово-предупредительного ремонта.
Маневрирование отличается от небольшого снижения мощности. "Глубокое маневрирование" предполагает снижение мощности энергоблока на 30?50% и даже вплоть до 100%. Это может происходить в то время суток, когда спрос на электроэнергию падает: в ночные часы и в середине дня.
В "Росатоме" факт подготовки к новому проекту подтвердили, но детали сообщить отказались, сославшись на коммерческую тайну. "Испытания с целью подтверждения указанных требований по суточному регулированию запланированы в период проведения опытно-промышленной эксплуатации энергоблока № 2 Ленинградской АЭС-2", — добавили в пресс-службе "Росатома". В "Атомпроекте" подробностей также не рассказали, но подтвердили, что такие разработки активно ведутся.
Как подсказывают ядерщики, маневрирование довольно давно практикуется в мире, например, во Франции. Главная задача этой технологии — настроить выработку электроэнергии с учетом суточного потребления. Это интереснее всего странам, которые хотят сделать упор именно на атомную энергетику. Источники, близкие к "Росатому", предполагают, что один из мотивов разработки такой системы в России, где больших проблем с энергобалансом нет, — это возможность внедрить ее, например, в Финляндии.
В процессе постоянных изменений мощности энергоблока увеличиваются термомеханические нагрузки на материалы активной зоны и оборудование реакторной установки. Как пояснил профессор Технической академии "Росатома" Виталий Ермолаев, при ответственном подходе маневрирование безопасно. "Для исключения ошибок и нештатных ситуаций всегда выполняются детальные подготовительные расчетно-экспериментальные работы, которые проводит главный конструктор реакторной установки. Потом еще раз рассматриваются все аспекты данного режима, и только после этого принимается решение о применении маневрирования на блоке. Эти работы не могут нести опасности для населения и экологии, так как обеспечиваются в полном соответствии с требованиями Ростехнадзора", — сказал эксперт.
Ранее маневрирование тестировали на энергоблоке № 6 Нововоронежской АЭС с реактором ВВЭР-1200 (таким же, как и на Ленинградской станции). Энергоблок успешно работал в таком режиме 10 дней.