Инвестиции в компост: агрохолдинг "Выборжец" открывает новый завод

Автор фото: Vostock-photo

В Лужском районе Ленобласти завтра открывается завод по производству компоста для выращивания шампиньонов — проект агрохолдинга "Выборжец".

Компостный завод построен для нужд комплекса по выращиванию шампиньонов. Как сообщила "ДП" пресс–секретарь агрохолдинга "Выборжец" Светлана Горишня, при этом в планах компании — организовать продажу выращенных грибов на территории России.
Запуск завода в Ленобласти решит сразу несколько задач. "Во–первых, создание рабочих мест. Во–вторых, влияние на производство зерна, потому что предприятию нужна солома, а это дает возможность дополнительно ввести земли в оборот", — заявил "ДП" глава комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленобласти Олег Малащенко. По его словам, производство грибов в регионе уникально, так как на Северо–Западе России конкуренция в этой отрасли практически отсутствует. "Сегодня те инвестиции, которые делает компания “Выборжец” в проект, подписывая договоры на 1,5 млрд рублей, — это знаковая история", — добавил зампред правительства 47–го региона.
Гендиректор ООО "Агриконсалт" Андрей Голохвастов считает, что с таким крупным производством шампиньонов — 10 тыс. т — грибной завод с собственным производством компоста стал проектом не только регионального, но и федерального уровня. "Вопрос компоста — один из главных для этого производства, потому что будет хороший компост — будут и грибы (при соблюдении технологии выращивания в планируемом объеме), будет плохой — шампиньонов будет существенно меньше, а это большие риски", — говорит эксперт.
"Работать на покупном компосте — двойная проблема: во–первых, он покупается не по себестоимости, а с учетом наценки продавца, что экономически менее интересно. Во–вторых, производитель грибов не контролирует технологию производства компоста и качество сырья, то есть растут риски поставки некондиционного товара", — говорит Голохвастов. По его словам, на региональном уровне проект закрывает все потребности в грибах, а поскольку российский рынок свежих шампиньонов постепенно заполняется местной продукцией, то "Выборжец" успел вовремя. "Они вошли на рынок, на котором еще есть место: компостные цеха в России есть, но немного и их не хватает", — добавил он.
Впрочем, рынок грибов в России сейчас сильно уплотняется, так как на него выходят многие крупные производители. Среди уже запущенных проектов, сопоставимых с компостным заводом в Ленобласти, — "Мастер Гриб" в Калужской области, "Грибная Радуга" в Курской области, "Агро–Гриб" в Тульской области и "Зеленая Линия/Магнит" в Краснодарском крае.
"Качество — это основной фактор. Мы возим компост из Литвы и Польши, так как российские производители отличаются от европейских. Если “Выборжец” сможет добиться хорошего качества и будет реализовывать продукцию в России, то спрос на нее существенно вырастет", — говорит директор компании "Южный гриб" Максим Третьяков. По его словам, когда крупные игроки выходят на рынок, они пытаются занять нишу с помощью цены, и проблема качества уходит на второй план.
Главный редактор журнала "Школа грибоводства" Александр Хренов отметил, что за последние 3 года ситуация на рынке грибов в России изменилась и сейчас можно наблюдать процесс замещения импорта. "Рынок Петербурга ранее никогда не был насыщен шампиньонами, но после открытия компостного завода агрохолдингом “Выборжец” грибы можно будет найти в любом магазине", — добавил Хренов.
"Поскольку “Выборжец” запускает компостный цех, рентабельность продаж его шампиньонов повысится, а себестоимость снизится на 25–30%", — поделилась с "ДП" гендиректор компании "Технологии Роста" Тамара Решетникова. По ее словам, у агрохолдинга появится возможность применить гибкую ценовую политику с учетом больших объемов производства и занять лидирующее место на рынке СЗФО. "За последние 6 лет у нас кардинально изменилась структура рынка грибов, становится все больше представителей отечественных грибных ферм", — добавила она.