Комфортная изоляция: ландшафтные компании увеличили выручку во время пандемии

Автор фото: Vostock-photo

Малый и средний бизнес в нынешней ситуации считают самым пострадавшим от коронакризиса

Но, как это бывает в таких ситуациях, есть и те отрасли, которые сумели выиграть от пандемии. И это отнюдь не только службы доставки товаров первой, второй и третьей необходимости. Компании, которые занимаются озеленением территории, ландшафтным дизайном и благоустройством, весной приумножили свою выручку. Причем значительно: опрошенные "ДП" предприниматели заявляют о росте оборотов в 2, а то и в 3 раза. Правда, сработал и традиционный закон рынка: пандемия дала сильным стать еще сильнее, а слабых начала отправлять за борт. Бизнес, у которого изначально были долгосрочные договоренности с крупными застройщиками, продолжает работать.
Как отмечает управляющий партнер "ВекторСтройФинанс" Андрей Колочинский, мелким компаниям приходится труднее, поскольку рынок новостроек сузился: меньше новых проектов, искать заказчиков сложнее. Однако все компании объединяет то, что число частных клиентов неизменно растет: уехавшие на дачу подальше от "чумы" петербуржцы активно занимаются благоустройством своих фазенд.

Стройка, стройка, еще раз стройка

В самом начале пандемии этот бизнес напрягся — неизвестно было, сколько строек заморозится и будут ли застройщики сокращать расходы на озеленение во время кризиса. Однако руководитель консалтингового центра компании "Петербургская недвижимость" Ольга Трошева отмечает, что надежные петербургские застройщики (можем говорить о тех, кто входит в топ–10) не прекращали работу в апреле и мае. Жилые комплексы этих девелоперов строились в прежнем темпе.
"По данным аналитиков КЦ “Петербургская недвижимость”, объем спроса на рынке продолжает расти: количество обращений покупателей находится на высоком уровне июня прошлого года, а число заключенных сделок в целом по рынку за первые 2 недели июня превысило объемы продаж за 2 недели мая 2020–го. В целом по итогам месяца можно ожидать рост объема спроса по сравнению с маем в пределах 25–30%", — говорит Ольга Трошева.
Управляющий директор Moscow Sotheby's International Realty Ирина Мошева также отмечает, что сроки окончания строительства жилых комплексов в целом не сдвинулись, так как девелоперы изначально стараются заложить максимальный срок строительства.
Сокращать расходы на озеленение и ландшафт застройщики также не стали. Андрей Колочинский говорит, что благоустройство является визитной карточкой новостроек: "Оно позволяет подчеркнуть достоинства ЖК и привлечь внимание покупателей, поэтому отказ или экономия на этом виде работ может серьезно уменьшить спрос на квартиры в проекте. Да и сами затраты на благоустройство в общей смете строительства не такие большие, чтобы их сокращать, как правило, они не превышают 3% от общего объема инвестиций", — отмечает он.
Генеральный директор ГК "КВС" Сергей Ярошенко также считает, что теплый период — основное время для проведения работ по благоустройству. "Загрузка по этому направлению сейчас высокая. На стадии ввода у нас находится пять объектов. ГК “КВС” — компания полного цикла, у нас есть собственное направление по благоустройству, и никакого снижения по загрузке мы не видим. Благодаря тому, что стройки в Петербурге и Ленинградской области продолжались, подрядные организации сейчас обеспечены необходимым объемом работ. Снижение возможно в более отдаленной перспективе полутора–двух лет, поскольку в целом 2020 год показал сокращение вывода новых проектов на рынок", — говорит Сергей Ярошенко.
Владелец ландшафтной компании "СпецПаркДизайн" Юрий Скибин рассказал "ДП", что оборот его бизнеса сейчас увеличился в 3 раза, ни один из застройщиков не отказался от запланированных работ. Помимо благоустройства жилых комплексов и частных территорий у фирмы есть питомник растений, которые поставляются для новостроек и садовых центров. Здесь продажи выросли вдвое.
"Во–первых, озеленение и благоустройство стало настоящим мейнстримом. Во–вторых, сейчас на рынке недвижимости продаются только качественные объекты, а аккуратный двор или сад — один из самых недорогих способов повысить привлекательность объекта", — отмечает Скибин.

Куда переехала фирма

Если контракты с застройщиками небольшие ландшафтные компании в этом году все–таки недополучили, то количество частных клиентов прибавилось даже у начинающих игроков.
Президент Ассоциации ландшафтных архитекторов России Таисия Вольфтруб отмечает, что во время пандемии многие петербуржцы переехали за город и решили благоустроить свои дачи. "Ландшафтные компании воспользовались возможностью работать с частными клиентами. Многие предприниматели даже отказываются от некоторых заказов, потому что работы очень много. Причем не только в крупных городах, клиентов находят даже в Тверской области", — говорит она.
Юрий Скибин рассказывает, что в начале пандемии его компания ожидала, что направление работы с частными клиентами рухнет, однако получилось наоборот. "Мы сотрудничаем именно с обеспеченными клиентами с доходом выше среднего. Все они не имеют возможности выехать из страны, поэтому и летний отпуск, и рабочие дни проводят в своем доме. Для таких заказчиков важно сделать свою самоизоляцию максимально комфортной", — объясняет Юрий Скибин.
Директор Ассоциации дизайнеров интерьера Санкт–Петербурга Сергей Цыпленко говорит, что весной спрос на озеленение и благоустройство у частников традиционно растет. В этом году он отметил увеличение заказов, однако объем заработанных денежных средств остался на прежнем уровне. "В прошлом году клиенты платили за полноценные ландшафтные работы и благоустройство всей территории. Сейчас же в связи с кризисом люди откладывают дорогостоящие процедуры: облагородить целый участок размером 30–40 соток — это приблизительно 10 млн рублей. Поэтому многие предпочитают заплатить за улучшение дачи, провести какие–то небольшие работы", — рассказывает Сергей Цыпленко.
Владелец компании "Анатомия ландшафта" Марина Тульчий отмечает, что спрос на озеленение по сравнению с прошлым годом не вырос, чего не скажешь про обслуживание частной территории. Кроме того, фирма работает с управляющими компаниями — это направление можно назвать стабильным. "Люди производят коммунальные платежи и, естественно, всегда хотят видеть красивый и ухоженный двор. Управляющие компании обращаются к нам, мы обслуживаем несколько жилых комплексов, в этом смысле мы ничего не потеряли во время пандемии", — рассказывает он.
Директор по развитию компании "Л1" Надежда Калашникова говорит, что бизнес, который занимается благоустройством, озеленением микрорайонов и кварталов, частных территорий, пострадал в наименьшей степени.
В квитанциях каждого горожанина есть пункт "содержание придомовой территории", куда входит обязательство управляющей компании ухаживать за газонами, вазонами и прочей зеленью. "Ни одна управляющая компания не сможет сэкономить на этом пункте и собственными силами заниматься “приусадебным хозяйством”, не получив соответствующую лицензию", — заключает Надежда Калашникова.