"Подставить свое плечо в поддержку гения": сетевой хайп вокруг поэта

Автор фото: instagram.com/brodsky.online

 

Нешуточные баталии, развернувшиеся в Петербурге вокруг прошедшего намедни 80–летнего юбилея Иосифа Бродского, похожи на абсурдную попытку превратить город некогда великого Ленина в город не менее великого Бродского. Причем и 100 лет назад, и сегодня делают это практически те же самые люди.
Ну, если не в точности те же, то с таким же мировоззрением, алчущие первыми сотворить кумира для толпы. Воздвигнуть посреди главной площади бронзовый истукан с указующей в завтра дланью; рядом с местной властью поучаствовать в торжественном открытии памятника; а затем регулярно с постными мордами возлагать к подножию алые гвоздики. До тех пор пока новые или те же "искусствоведы в шинелях" не решат вновь низвергнуть и воздвигнуть.
Вопли вокруг граффити в школьном дворе, споры вокруг полутора комнат в доме Мурузи и даже, страшно сказать, необходимость издания самого полного собрания сочинений Иосифа Бродского с исчерпывающими комментариями ведущих литературоведов к "нерукотворному памятнику" отношения не имеют. Поэзия суеты не терпит. Если вдруг возникает сегодня такое неожиданное для современного российского жителя желание почитать стихи, то делать это нужно в тишине и одиночестве, чтобы расслышать и понять голос поэта другого века.
Да, вроде бы американские знакомые Бродского утверждают, что ему не было чуждо желание славы. И он задумывал собирать в Нью–Йорке стадионы вокруг поэтов, читающих восторженным слушателям свои стихи, как это делали в Москве в пору своего всенародного признания Евтушенко и Вознесенский (кто сегодня помнит их имена!). Но не сложилось. Правда, ему удалось издать массовым для Америки тиражом книгу стихов американских поэтов. Но тогда он был жив и сам определял, что для него важно в данный момент. И те или иные поступки влияли на его поэзию, а следовательно, имели значение для мирового литературного процесса.
Сегодня, когда его нет, любые публичные действия вокруг его имени говорят всего лишь о попытках наших современников, не всегда понимающих суть его поэзии, подставить свое мускулистое плечо в поддержку гения. Надо ли ему это? Ответа на этот вопрос мы не получим. Но одно очевидно: чем больше шум и паблисити вокруг череды квазиюбилейных событий, тем фальшивее и нелепее выглядят и вся эта суета, и люди, которые этот хайп создают.