Анастасия Житинская Все статьи автора
30 апреля 2020, 16:33 852

Открой личико. "Вышивки" Маржан Сатрапи

Фото: Ковалев Петр

В Тегеране после обеда мужчины отправляются отдыхать, а женщины принимаются убирать со стола. Затем барышни по особенной неторопливой технологии заваривают себе чай и в тесном кругу предаются любимому занятию — разговорам. Этому послеобеденному закулисью посвящен комикс Маржан Сатрапи "Вышивки".

Присоски на голове. "Heartstream. Поток эмоций" Тома Поллока

Присоски на голове. "Heartstream. Поток эмоций" Тома Поллока

394
Анастасия Житинская

Маржан Сатрапи стала всемирно известной художницей комиксов после выхода графического романа "Персеполис" — автобиографии иранской девушки в период конца 1970–х — начала 1990–х: Исламской революции, Ирано–иракской войны и просто своего взросления, которое ею переживается не менее остро, чем революция. В обстановке, когда почти все близкие — кто убит, кто в тюрьме, родители отправляют Маржан в Европу, где она стыдливо и безуспешно пытается задавить собственную идентичность. С ощущением краха она возвращается в Иран, но там уже совсем другая страна, и "повяжи пониже платок, девочка", и даже бегать не смей, чтобы развевающаяся роба не ввела кого в искушение.

Тех же тегеранских персонажей и родственниц Маржан Сатрапи мы находим и в "Вышивках". Несколько поколений женщин собираются за чаем, и у них нет ни секретов друг перед другом, ни стеснительных замалчиваний неудобных тем. Напротив, их разговоры крутятся в основном вокруг мужей, постели, разводов, маленьких женских хитростей и курьезных признаний.

Комикс "Вышивки" соткан из деталей, иллюстрирующих зависимую позицию женщин Востока: одна из них, будучи отданной родителями в 13 лет замуж за мужчину на 56 лет старше, сбежала от него в первую брачную ночь, отпросившись в туалет. Несколько лет она дожидалась смерти престарелого супруга, после чего смогла стать относительно свободной женщиной. Второй даме удалось выйти замуж по любви, но муж выкрал ее приданое и скрылся после свадьбы. Кулуарные разговоры о девственности как о главной женской ценности в шариатской культуре, о пластических операциях на носу и груди и других не всегда очевидных способах казаться более привлекательными в глазах мужчин (например, бабушка говорит: "Я всегда была такая же лупоглазая, как ты. И по молодости перед вечеринками я принимала немножко опиума. Веки становились тяжелее, а взгляд — соблазнительнее") могли бы звучать в этом комиксе тревожно, но, напротив, в них уже нет присущей "Персеполису" запуганности. Времена меняются, и на последних страницах они одним лишь вскидыванием брови могут отослать мужчину, посмевшему вмешаться в их приватный разговор, обратно спать.

Маржан Сатрапи уже многие годы живет во Франции и пишет на французском языке, но все ее комиксы посвящены воспоминаниям о Тегеране. Родовая память — одна из основ идентичности, но традиции не отлиты в камне, от них можно взять только лучшее и не бояться бороться с худшим. И даже проговаривание проблем вслух — пусть и мелочь, но тоже один из способов попытаться изменить мир.

К женской теме, безусловно важной для Маржан Сатрапи, художница обращается не только в автобиографических комиксах. Скоро на экраны должен выйти ее фильм "Опасный элемент" — байопик о Марии Кюри, первой в истории женщине — лауреате Нобелевской премии.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама