Плач отчуждённого ресторатора

Автор фото: Беликов Валентин

Малому и среднему бизнесу придётся осваивать технологии лоббизма или сопротивления.

Угроза питерского ресторатора Александра Затуливетрова открыть свои заведения 15 апреля, вопреки запрету властей, — это больше чем демарш. Это яркая иллюстрация скатывания в депрессию и отчуждения между обществом и государством, предпринимателем и властью.
Оставим в стороне эмоциональную составляющую призыва ресторатора. Аргументы про татуировки и абонементы в фитнес — это лишь вопль отчаяния энергичного и деятельного коммерсанта, сидящего без дел и несущего убытки.
Имеет смысл разобраться в политэкономии процессов, которые вскрыл ресторатор Затуливетров.
Тезис №1. Малый бизнес чувствует отчуждение, наблюдая за деятельностью региональных властей по ограничению всего и вся. Однако вместо того, чтобы разобраться в причинах отчуждения, он пытается встать в позицию "обиженного ребёнка", который "назло маме отморозит уши". Понятно, что демарш и открытие ресторанов приведут лишь к штрафам и дополнительным потерям.
Тезис №2. Страдает не конкретный ресторатор, а вся сфера услуг и все посредники. Потому что наблюдается падение спроса во всех отраслях, кроме продажи продуктов питания и алкоголя. Гражданин, у которого упали доходы, в первую очередь отказывается от премиум-потребления.
Тезис №3. Противопоставлять себя исполнительной власти в условиях кризиса как минимум глупо. Власть впервые столкнулась с такого рода вызовом и попросту не знает, как себя вести. Любая неконструктивная позиция будет воспринята как саботаж или оппозиционная деятельность. Что вызовет нездоровую реакцию в том числе и со стороны "силовой вертикали".
Тезис №4. Карантин совпал по времени с витком глобального экономического кризиса. Бизнес-процессы будут затухать во всех отраслях, и тот, кто думает, что "запреты снимут и всё восстановится", глубоко заблуждается. На кону стоит сохранение бизнеса, а не восстановление прибыли.
Выход один: малому и среднему бизнесу необходимо самоопределиться по отношению к текущей ситуации. Возможен либо конфликтный путь (сопротивление), либо конструктивный (лоббизм).
Если идти по сценарию сопротивления, то необходимо создавать сетевые профсоюзы и заниматься акциями протеста, забастовками и стачками. Это путь, который многих приведёт если не в тюрьму, то к потере бизнеса. Очень сомневаюсь, что мелкий и средний бизнес готов к такой деятельности. Солидарность в этой среде невысока, и, как только карантин снимут, рестораторы превратятся из страдающих единомышленников в жёстких конкурентов. Поэтому, конечно же, сетевые профсоюзы создавать нужно — но делать это надо не во время карантина, а в спокойное время. К тому же создание современного эффективного профсоюза требует навыков и средств. Многие согласятся отчислять хотя бы 5% дохода на такую организацию? Сохранится ли у рестораторов солидарность после снятия запретов?
Конструктивный сценарий подразумевает выход малого и среднего бизнеса в позицию младшего партнёра власти. Это значит, что рестораторы должны предлагать свои услуги по организации бесплатного питания малоимущих и пенсионеров. Частные гостиницы можно перепрофилировать в места для временного проживания медиков рядом с работой, которые уже работают на износ. Оставшийся без работы персонал перепрофилировать в волонтёрскую и добровольческую деятельность. Параллельно разъясняя свою позицию власти, напоминая, что треть доходов Санкт-Петербурга обеспечено малым и средним бизнесом.
Эффективный лоббизм — это умение пожертвовать малым, чтобы получить большее. Поэтому малому и среднему бизнесу надо учиться у представителей крупного капитала, как правильно налаживать коммуникацию с властью. Все компенсации будут раздавать после сворачивания карантина: денег в федеральном бюджете пока что хватает. Значит, сегодня надо занимать место в очереди и объяснять свой вклад в борьбу с кризисом. Но, чтобы выйти в такую позицию, необходимо не только учиться основам общественно-политической коммуникации и лоббизму, но и правильно ставить цели. Если этого не делать, всё закончится плачем в "Фейсбуке", который, кроме дешёвого хайпа, ничего не принесёт.