Вадим Кузьмицкий Все статьи автора
12 февраля 2020, 06:28 424

Бабушки не оценят. Минкульт готовит поправки для согласования строительства в центре с ЮНЕСКО

Согласовывать стройки в Петербурге должен Париж. Или его местное представительство
Согласовывать стройки в Петербурге должен Париж. Или его местное представительство
Фото: Интерпресс

Минкульт готовит поправки, предписывающие согласовывать каждую стройку в центре с ЮНЕСКО. Осталось определить — как и с кем.

Речь идет о поправках к закону № 73–ФЗ "Об объектах культурного наследия…" "в части установления порядка выполнения международных обязательств, вытекающих из Конвенции об охране всемирного культурного наследия". Согласовывать с ним все работы в границах территории объекта всемирного наследия — категоричное требование ЮНЕСКО, которое в России до сих пор не реализовано. Ранее городские чиновники скептически относились к такой перспективе, заявляя, что не могут отправлять в Париж "вагоны документов". Однако теперь, похоже, с этой перспективой все смирились.

Здесь вам не Д. Как должен застраиваться Петербург без деловой функции в титуле

Здесь вам не Д. Как должен застраиваться Петербург без деловой функции в титуле

7788
Вадим Кузьмицкий

Ранее Минкульт разослал законопроект для обсуждения в органы власти и общественные организации, в том числе в КГИОП, пояснила "ДП" член совета национального комитета ИКОМОС Маргарита Штиглиц. Работа над ним шла несколько лет, и к началу года законопроект был уже готов для внесения в Госдуму, но из–за внезапной смены правительства процесс застопорился. Эксперт ассоциации "Национальное объединение строителей" ("Нострой") Юрий Курикалов (работает в команде депутата ЗакСаМихаила Амосова) сообщил "ДП", что 31 января его организация при участии КГИОП (в лице зампреда Алексея Михайлова) и ИКОМОС (в лице Маргариты Штиглиц) подготовила свое заключение по законопроекту.

Хорошо бы решить на месте

Законопроект усложняет согласование любых проектов нового строительства или реконструкции в границах объекта всемирного наследия. Который в нашем случае включает значительную часть исторического центра и пригороды. Добавляются три процедуры: оценка воздействия работ на универсальную ценность объекта наследия (за счет заказчика работ, подлежащих оценке воздействия), согласование документации по этой оценке органом власти и получение положительного решения комитета всемирного наследия ЮНЕСКО (документы в комитет направляет федеральный орган власти, то есть Минкульт). Начало строительных работ возможно только после положительного согласования ЮНЕСКО.

В заключении "Ностроя" отмечается, что плановые сессии центрального комитета ЮНЕСКО проводятся раз в год. Поэтому принятие законопроекта в предложенной редакции приведет "к экономической нецелесообразности ведения строительной деятельности… ввиду крайне длительных сроков согласования проектной документации". Да и из Конвенции не следует, что такими согласованиями должен заниматься именно центральный комитет ЮНЕСКО. В нем есть консультативные органы, одним из которых является Международный совет по сохранению памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС). Если у местного консультативного органа возражений по проекту нет, можно его визой и ограничиться, говорится в заключении на законопроект. А если возражения есть — тогда уже запускать более сложную процедуру, но тоже, желательно, не отправляя проект в Париж.

Танцуют не все

Если строителей волнует вопрос, кто будет согласовывать оценку воздействия проекта на объект всемирного наследия, то экспертов — кто будет ее делать. Петербургский ИКОМОС настаивает, чтобы он был прямо указан в законопроекте в таком качестве. "ВООПИиК? Ну что ВООПИиК? Это бабушки, интересанты… люди хоть недалеко ушедшие от дела охраны памятников, но тем не менее… А аттестованные эксперты министерства культуры делают свою экспертизу по заказу заказчика. Вы сами понимаете: кто девушку приглашает, тот ее и танцует", — прокомментировал "ДП" председатель Санкт–Петербургского регионального отделения ИКОМОС Андрей Субботин. Поэтому он собирается предложить соответствующую поправку в разработанный Минкультом законопроект.

С точки зрения Субботина, основной задачей возглавляемой им организации должна стать оценка воздействия нового строительства на Петербург как объект наследия, а также участие в подготовке плана управления объектом наследия. Напомним, что отсутствие такого плана (в отношении как всего объекта, так и отдельных компонентов) стало одной из претензий в отчете консультативной миссии ЮНЕСКО, направленном в минувшем году в Минкульт.

СКК обрушил закон. Ради нового стадиона затормозили принятие законопроекта об облике нежилых зданий

СКК обрушил закон. Ради нового стадиона затормозили принятие законопроекта об облике нежилых зданий

1283
Вадим Кузьмицкий

Член президиума совета петербургского ВООПИиК Михаил Мильчик в комментарии "ДП" отметил, что по правилам должен быть создан специальный государственный орган управления наследием. Из–за его отсутствия таким органом может стать КГИОП, но с оговоркой о вынесении вопросов на Совет по наследию при комитете (чтобы решения были гласными и известными широкой публике). Этот орган и должен давать экспертную оценку воздействия проектов строительства. Что же до ВООПИиК, то его задача — наблюдать и сигнализировать о нарушениях, а если нужно, то и судиться с властями.

Новый рынок

У истории с тем, кто будет делать оценку влияния нового строительства, есть и прямая финансовая составляющая. По подсчетам КГИОП, в 2018 году в границах Петербурга как объекта всемирного наследия было выполнено около 140 историко–культурных экспертиз. Если принимать среднюю стоимость экспертизы за 150 тыс. рублей и исходить из того, что оценка воздействия для таких проектов будет напоминать экспертизу, речь может идти о новом рынке объемом примерно 20 млн рублей.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама