Под влиянием ностальгии. Ретейлеры отмечают рост спроса на игровые консоли

Автор фото: Vostock-photo

Игровые консоли конца прошлого века получили новую жизнь. Ретейлеры сообщают, что спрос на них снова уверенно растет.

Согласно подсчетам группы "М.видео–Эльдорадо", за 9 месяцев 2019 года российские геймеры купили примерно 400 тыс. игровых приставок, потратив на них около 7,3 млрд рублей. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года продажи выросли на 10% штучно и на 6% в денежном выражении.
"На Северо–Запад приходится 12% российского рынка консолей в денежном выражении, это третье место в России после Центрального федерального округа и Поволжья. Продажи консолей лидеров рынка (Sony, Microsoft, Nintendo) росли умеренными темпами — на 3% в денежном выражении и на 6% в натуральном", — рассказали в пресс–службе "М.видео–Эльдорадо".
Но любопытно другое — ниша ретро–консолей занимает почти четверть всего рынка игровых приставок. В "М.видео–Эльдорадо" за 9 месяцев "ретро–продажи" выросли на 75% в штуках и на 40% в деньгах.
Согласно данным компании, Sega и Dendy занимают около 18% всего рынка консолей. Среди наиболее популярных моделей — "Dendy 255 игр со световым пистолетом".
В "Юлмарте" добавили, что год к году продажи ретро–консолей увеличиваются на 20%, а рост продаж в октябре к сентябрю 2019–го составил 30% в штуках и 26% в деньгах.

Сорокалетние дети

Всплеск интереса к консолям 1990–х годов вызван банальной ностальгией у представителей поколения, которому сейчас уже под 40 лет и больше. Эту особенность подмечают и сами разработчики игровых приставок.
"Интерес к ретро–консолям отражает существующую мировую тенденцию в моде на ностальгические вещи", — считают в пресс–службе Sony.
Разработчики консолей сознательно вписываются в этот тренд, выпуская на рынок переизданные версии оригинальных игровых приставок. В Sony признают, что появление в прошлом году PlayStation Classic поспособствовало росту интереса к ретро, однако в дальнейшем в компании не ожидают существенных изменений внутри сегмента.
Современные версии консолей прошлого века также выпустили и Nintendo и Sega (хотя Meda Drive mini так и не появилась в России из–за юридических проблем). В пресс–службе Nintendo не смогли оперативно ответить на запрос "ДП". Любопытно, что клоны игровых приставок (Dendy и пиратские версии Sega) не уходили с рынка с конца 1990–х, однако в связи с переизданием консолей интерес к ним также возрос "по остаточному принципу".
По мнению некоторых аналитиков, современные игры уже не вызывают того ощущения "ламповости", которое возникало от игры в Dendy или Sega.
Генеральный директор WN Media Group и разработчика игр Nevosoft Павел Ряйкконен рассказывает, что повзрослевшие геймеры скучают по определенным игровым жанрам и визуалу, которые были пару десятилетий назад.
"Графика в играх уже давно не играет важную роль. Можно смело говорить, что пиксельная графика — это уже визуальный прием, стиль", — рассуждает Павел Ряйкконен.
На это накладывается и так называемый эффект фантомной ностальгии по атмосфере, в которой человек никогда не бывал. Из–за этого нынешние подростки, которые, может, и вовсе не играют в современные игры, стараются хотя бы попробовать пострелять в утку из светового пистолета.
По словам главы Nevosoft, сложившейся ситуацией пользуются небольшие команды разработчиков. Они могут сделать современный продукт в ретро–стиле, потратив на это сравнительно немного денег и человеческих ресурсов.

Дешевое удовольствие

В "Ситилинке" среди причин повышения спроса на ретро–консоли говорят не только о ностальгической, но и финансовой составляющей. "У этих устройств невысокая цена, такую покупку не нужно планировать заранее", — рассуждает руководитель закупок инновационных продуктов компании Наталья Ворзова.
В среднем стоимость ретро–консоли не превышает 3 тыс. рублей. В то же время, чтобы начать играть в современные игры, нужно выложить 40 тыс. рублей за более–менее подходящий компьютер и за сами видеоигры. Геймерам прошлого века проще купить старую консоль, поиграть в нее пару дней и снова погрузиться во взрослую жизнь.
Экс–руководитель игрового подразделения Mail.ru Александр Кузьменко подчеркивает, что сегодня у бывших консольных геймеров уже появились дети. "Многие показывают им ретро–игры, как обычно взрослые показывают фильмы и мультики, на которых они выросли", — говорит эксперт.
Любопытно, что примерно то же самое происходит как в западных странах, так и в восточных. Особенно популярны ретро–консоли в Японии, которая вновь стала законодательницей мод в видеоиграх.
Ностальгия родителей косвенно влияет и на потребительские настроения нового поколения геймеров.
Согласно результатам опроса Европейской федерации интерактивного ПО, 60% геймеров из разных стран вряд ли купят консоль без дисковода. Среди основных причин — желание хранить коллекцию из игр, а также обмениваться физическими копиями с друзьями.
Однако прогресс все же берет свое, и геймеры потихоньку переходят с ПК на консоли. По оценкам аналитиков Jon Peddie Research, к 2022 году таких "мигрантов" в мире будет около 20 млн.
"Преимущественно ПК выбирают пользователи, которым помимо игр нужны и другие задачи, а также хорошая графика в играх. А консоль — те, кому необходима бесперебойная игра без проблем с драйверами и необходимости постоянного апргрейда. При этом по цене консоли более доступны", — отмечает директор по управлению макрорегионами "Связного" Елена Искратова.