"Вытираю слезу умиления". Москвичи нашли "шизофреничную закупку" коммунальщиков из Петербурга

Автор фото: Коллаж Алены Марченко, архив "ДП", vostock-photo

Один тендер уже отменили, второй приостановлен до разбирательства в УФАС.

Зарегистрированная в Москве компания "Стройинвест" уличила петербургский Жилкомсервис №3 Московского района (ЖКС №3) в странных тендерах. Столичная фирма назвала один из аукционов на очистку крыш от снега и льда "шизофреничной закупкой", заявила о способностях разработчиков техдокументации к телепатии и ясновидению, а также заподозрила их в употреблении психоактивных средств.
Учитывая необычные формулировки в обращениях к антимонопольщикам, опрошенные dp.ru эксперты не исключили, что коммунальщики вполне могут обратиться в суд за защитой деловой репутации. Жалобы "Стройинвеста" были зарегистрированы в Управлении Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Петербургу накануне, 12 ноября. Подробности — в материале "ДП".
Первая претензия ООО "Стройинвест" возникла к закупке на выполнение работ по очистке кровли, желобов, балконов и козырьков многоквартирных домов от снега и наледи. По мнению авторов жалобы в УФАС, понять, что за процедуру проводит заказчик, невозможно. Оказалось, что в документации содержится сразу три способа выбора подрядчика.
"И конкурс! И запрос предложений! И запрос котировок тоже!" — радостно сообщает заказчик в своей документации. Мы не можем принять участие в такой "шизофреничной закупке", — обратил внимание на нестыковки гендиректор "Стройинвест" Геннадий Раецкий.
Кроме того, главе московской компании показалось необъяснимым, зачем заказчик потребовал представить предложения, если цена договора заранее была определена, но она совершенно не соответствовала максимальной цене договора. Изначально речь шла о 6,3 млн рублей, а в проекте договора прописали 4,4 млн рублей.
Также, по мнению Раецкого, "заказчик установил в проекте договора в проводимой "шизофреничной закупке" такой срок действия договора, что комментировать это невозможно". ЖКС №3 попросил исполнителя чистить крыши от снега и льда с 1 января 2020 года до 31 декабря того же года, однако в одном из пунктов говорится, что "договор вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует до 31.12.2017 года".
"Дорогой заказчик! Можно поинтересоваться в частном порядке, какие психоактивные и наркотические средства принимают те, кто разработал документацию по этой "шизофреничной закупке", и те, кто это все утвердил и разместил? Думаю, это всем будет очень интересно, и работникам УФАС по Санкт-Петербургу тоже", — предположил Геннадий Раецкий.
В УФАС отреагировали на обращение и назначили разбирательство на 18 ноября. Тем временем Жилкомсервис №3 Московского района не стал дожидаться заседания и уже разместил на портале госзакупок отказ от услуги.
Вторая претензия "Стройинвеста" поступила в адрес коммунальщиков из-за тендера на комплексный ремонт лестничных клеток. "Заказчик, не побоюсь этого слова, гений. Он установил, что комиссии сначала рассматривает заявки, а потом комиссия получает к ним доступ. *вытираю слезу умиления* Или все члены комиссии заказчика телепаты и ясновидящие?" — недоумевает Раецкий (орфография и пунктуация сохранены).
Тендер на ремонт лестниц в ЖКС №3 отменять не стали. Согласно информации, размещенной на сайте госзакупок, конкурсная комиссия решила заключить контракт с единственным участником — ООО "Максимум". Эта компания, по сведениям СПАРК, учреждена летом нынешнего года предпринимателем с белорусским гражданством Максимом Дубатовым. Записей об участии или победах в других аукционах данного юрлица нет.
Антимонопольщики рассмотрят вторую жалобу "Стройинвеста" 18 ноября, а пока тендер приостановили на этапе заключения договора с победителем.

Некорректные фразы

По мнению руководителя группы компаний "Центр правового обслуживания" Анны Коняевой, "Стройинвест" заявил о ряде существенных нарушений, которые могли бы стать основанием для выдачи предписания об аннулировании торгов. Например, указание на три различных вида закупки (конкурс, запрос предложений, запрос котировок), неопределенность в дате рассмотрения закупочной комиссией заявок, неопределенность с порядком и суммой вносимого обеспечения требуют внесения изменений в документацию либо отмены всей процедуры. Один из тендеров уже отменен заказчиком, поэтому основания для аннулирования со стороны УФАС отсутствуют. По второй закупке возможность выдачи предписания сохраняется.
"Вместе с тем жалобы ООО "Стройинвест" помимо подтвержденных фактов нарушений законодательства содержат эмоциональные и экспрессивные выражения и применение терминологии, которая может быть расценена заказчиком как оскорбительная. Однако экспрессивность выражений (обороты "радостно сообщает заказчик в своей документации", "заказчик требует от участников закупки предоставить свои ценовые предложения (цену договора) — а зачем?", "но заказчик нас не подвел") сама по себе не содержит оскорбительных высказываний", — рассуждает Анна Коняева.
По ее словам, ряд выражений действительно сделаны некорректно — "какие психоактивные и наркотические средства принимают те, кто разработал документацию" или "шизофреничная закупка" — и в связи с этим могут быть предметом судебного разбирательства по иску о защите чести и достоинства. "Факт установления оскорбительности выражений зачастую неочевиден и требует специальных познаний в области лингвистики. При отсутствии прямого утверждения о недостоверных и одновременно порочащих сведениях судом может быть назначена экспертиза", — добавила Коняева.
Юрист, специализирующийся на сфере госзакупок, сервиса "Правовед для бизнеса" Анастасия Лесняк согласна, что доводы по первой жалобе в целом достоверны, поскольку в извещении и в документации есть разночтения относительно вида конкурентной закупки, начальной максимальной цены договора, относительно срока исполнения обязательства и срока действия договора, а также ряд других неточностей.
Негодование заявителя по второму тендеру тоже оправданно, так как дата, время и место открытия доступа к заявкам и место и дата рассмотрения заявок — парадоксальны, противоречат друг другу, считает Лесняк. Но ООО "Стройинвест" не являлось участником закупки, тогда как судебная практика показывает, что обжаловать положения документации может только тот, кто подавал заявку на участие в аукционе.
Применение "авторских" формулировок в жалобе неэтично, противоречит культуре делового письма и составлению процессуальных документов, полагает Анастасия Лесняк. Несмотря на употребление подобного рода словосочетаний, УФАС обязано рассмотреть обращение и провести проверку.
"Заказчик не лишен возможности обратиться с иском к ООО "Стройинвест" о защите деловой репутации. Однако стоит отметить, что споры по данной категории дел очень оценочны, требования истцов не всегда удовлетворяются. Предметом рассмотрения являются: 1) публичность оглашенных сведений; 2) наличие факта их распространения; 3) недостоверность изложенных сведений. То есть, если заявитель предполагает, что участники закупочной комиссии принимают психоактивные и наркотические средства, он должен доказать, что они именно их и принимают. Доказательством, к примеру, может служить постановление о возбуждении уголовного дела или дела об административном правонарушении одного из сотрудников заказчика", — пояснила Анастасия Лесняк.

Нетривиальный спор

Адвокат, управляющий партнер адвокатского бюро "Бишенов и Партнеры" Алим Бишенов называет случай с жалобами "Стройинвеста" на Жилкомсервис №3 Московского района нетривиальным. "Его особенность заключается не в самом предмете спора — процедуре организации торгов, а в стилистическом содержании жалоб, направленных в УФАС по Санкт-Петербургу, на действия заказчика. Как известно, в документации, сопряженной с органами власти, используется официально-деловой стиль: сухой, четкий, корректный и уважительный. В письменном деловом общении этикет проявляется в форме и содержании документов: формате аргументации, способах обращения и выражения отказов, просьб, жалоб, обращений, претензий и др.", — отмечает эксперт.
Помимо приведенных выше цитат документы "Стройинвеста" содержат авторскую пунктуацию ("А ЗАЧЕМ???!!!", "О ДА!!!!"), элементы разговорного стиля ("А какой срок действия договора установил Заказчик? Он же не подкачает, он нас удивит, да? О ДА!!!!", "Очень просим комиссию УФАС выяснить, как такое возможно"). В этой связи Бишенов вспомнил фельетон Марка Твена "Когда я служил секретарем" (1868 год).
"Прошел 151 год, а гнев человека, сталкивающегося с несправедливостью и непробиваемостью чиновников, не иссяк, как остался и юмор, свойственный человеческой натуре. Великий адвокат конца XIX — начала XX века Федор Никифорович Плевако всегда был образцом судебного оратора, неизменно его речи в суде начинались с фразы: "Господа, а ведь могло быть и хуже!" При желании оппонентов "Стройинвеста" посудиться в контексте использования такого рода речевых оборотов они могут провести предварительную экспертизу перед выходом в суд для того, чтобы иметь четкое понимание квалификации состава правонарушения. Если экспертиза покажет наличие необходимых признаков, Жилкомсервис №3 вполне может обратиться в суд за защитой деловой репутации. В свою очередь, "Стройинвест" своими жалобами уже привлек внимание УФАС, аргументируя свое возмущение", — подчеркнул адвокат.
Инцидент с торгами, безусловно, привлечет внимание общественности в Петербурге, который всегда славился остроумными и эрудированными людьми с активной гражданской позицией. Стоит ли заказчику торгов доводить ситуацию до абсурда или лучше урегулировать бизнес-процессы внутри собственной компании, решать Жилкомсервису №3.
Алим Бишенов
адвокат, управляющий партнер адвокатского бюро "Бишенов и Партнеры"