В новых реалиях рынка застройщикам предстоит борьба за качество

Все плюсы и минусы реформы строительного рынка проявятся через два-три года. К такому выводу пришли эксперты на круглом столе BN.ru "Новостройки после 1 июля. Игра по новым правилам".

Однако некоторые негативные моменты очевидны уже сейчас. В частности, в условиях недешевого банковского финансирования самым логичным станет сокращение строительного цикла – застройщики попытаются строить быстрее. "Чем скорее завершится стройка, тем раньше будет зарегистрирован первый договор и получены деньги с эскроу-счета", – объясняет заместитель генерального директора компании Bonava Александр Свинолобов. Но такая гонка может привести к тому, что проекты пострадают в качестве. К примеру, на завершающей стадии – этапе благоустройства.
Сыграет свою роль и тренд укрупнения рынка. "Число компаний в строительной отрасли будет сокращаться, а это всегда ведет к потере качества. Чем сильнее конкуренция – тем выше качество продукта", – говорит директор по развитию компании "Л1" Надежда Калашникова.
Впрочем, резкого ухудшения качества строительства не произойдет: застройщики вряд ли готовы жертвовать своей репутацией. Но при этом сегмент масс-маркет ждет больше типовых решений. "Я бы не стала говорить, что качество будет падать. Просто проекты массового строительства будут становиться типовыми, унифицированными. А на рынке станет больше экономичных решений", – считает директор по маркетингу Mirland Development Corporation Елена Валуева.
Блогер, основатель сообщества в соцсетях "Обозреватель новостроек Санкт-Петербурга" Владимир Вьюгов говорит, что на первичном рынке увеличится доля новостроек класса стандарт. "Объекты комфорт-класса с опциями бизнеса или стандартного класса с опциями комфорта будут появляться реже. Застройщикам целесообразнее будет строить дома без каких-то уникальных свойств и характеристик", – полагает он.
По мнению Александра Свинолобова, если строительный рынок в массовом порядке пойдет по пути типовых серий домов, это путь назад: "Борьба за качество в новых реалиях – вот задача на ближайшие два-три года для тех застройщиков, который захотят сохранить себя и свой продукт на рынке".