Владислав Скобелев Все статьи автора
15 июля 2019, 08:28 5860

Борьба за вызов. Операторы конкурируют с онлайн–приложениями за голосовой трафик

Фото: vostock-photo

По данным министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, в I квартале 2019 года россияне стали меньше пользоваться голосовой связью — по сравнению с аналогичным периодом прошлого года трафик снизился на 2,8% (до 108,5 млрд минут). Статистика варьируется в зависимости от региона: чем больше в нем смартфонов, тем чаще люди пользуются альтернативными путями коммуникации. Аналитики рынка подчеркивают, что в ближайшей перспективе "голос" почти полностью перейдет в интернет — этому способствуют как разработчики онлайн–приложений, так и операторы связи.

Генеральный директор ПАО "МегаФон" Геворк Вермишян: "Новые вызовы позволяют постоянно быть в тонусе"

Генеральный директор ПАО "МегаФон" Геворк Вермишян: "Новые вызовы позволяют постоянно быть в тонусе"

10535
Владислав Скобелев

GSM уходит в прошлое

Над цифровизацией трафика активно работает "большая четверка", развивая технологии Voice over LTE (VoLTE) и Voice over Wi–Fi (VoWi–Fi). Последняя позволяет звонить с помощью беспроводной сети даже там, где не "ловит" сотовая связь. Эта функция наиболее популярна в роуминге, поскольку такие звонки тарифицируются как обычные вызовы в домашнем регионе. Полноценная поддержка функции на уровне инфраструктуры есть у МТС. "МегаФон" и Tele2 разработали для этого специальные приложения. "Билайн" пока рассматривает возможность реализации этой технологии.

"Wi–Fi Calling предназначен не для полноценной замены голосовой связи. Его задача — дать абоненту возможность совершать звонки в тех местах, где прохождение сигнала сотовой сети затруднено — в новых торговых центрах, магазинах и кафе, расположенных в подвальных помещениях и на цокольных этажах, в поездах", — объясняют в МТС.

С помощью VoLTE вызовы также передаются в оцифрованном виде, за счет чего повышается качество связи. "Задержка" вызова перед гудками также сокращается за счет того, что пропадает необходимость автоматически переключаться на сети 2G и 3G (поскольку сам формат LTE не поддерживает передачу голоса).

В Tele2 подчеркивают, что теоретически перевести весь голосовой трафик в data возможно, но на практике пока сложно. Для этого необходимо, чтобы технологию поддерживала не только сеть оператора, но и все абонентские устройства. Сегодня же, по оценкам аналитического агентства TelecomDaily, 20–25% абонентов по–прежнему используют устаревшие кнопочные телефоны. По статистике МТС, в Петербурге почти треть жителей пользуются гаджетами без поддержки LTE. И даже среди современных смартфонов не все поддерживают VoLTE.

"Скорее всего, в будущем будет какой–то промежуточный вариант. Большая часть голосовых вызовов уйдет в data–трафик и будет "приземляться" там. Какая–то доля трафика останется в сетях 2G / 3G, так как лишь незначительная часть абонентов поменяет свои устройства на аппараты с поддержкой 5G. Это вопрос времени", — считают в Tele2.

Слежка самообслуживания. В "Технопарке Санкт-Петербурга" займутся разработками в сфере кибербезопасности

Слежка самообслуживания. В "Технопарке Санкт-Петербурга" займутся разработками в сфере кибербезопасности

6860
Владислав Скобелев, Анастасия Жигач

В свою очередь, в "Билайне" допускают, что в ближайшие 3–5 лет "голос" полностью перейдет в VoLTE, поскольку "с технической точки зрения это позволяет более эффективно использовать ресурсы сети". Но, несмотря на цифровую сущность аудиотрафика, операторы еще долго будут тарифицировать его как "голос", а не как data, считают аналитики.

"Сравнительно небольшой объем голосового трафика генерирует у операторов 70% выручки. Терять эту прибыль они не собираются", — рассказывает глава аналитического агентства "Рустелеком"Юрий Брюквин.

Viberизация связи

Основной угрозой для голосовой связи аналитики рынка считают мессенджеры. Благодаря им с недорогим интернетом звонить и писать получается дешевле, а в общедоступных точках Wi–Fi — и вовсе бесплатно.

"Если эта тенденция продолжится, то операторам придется компенсировать недополученную прибыль за счет повышения стоимости услуг", — считает Юрий Брюквин.

Однако сами крупнейшие операторы отрицают, что переход абонентов в мессенджеры существенно повлияет на их выручку, и не видят в них серьезного конкурента. "Мы воспринимаем это не как угрозу, а как необходимость менять свой подход к модели предоставления услуг связи. Перейдут ли пользователи полностью в мессенджеры? Скорее всего, нет, так как нет кросс–платформенного взаимодействия между мессенджерами", — рассказывают "ДП" в пресс–службе "Билайна".

"Голосовой трафик в сети Tele2 продолжает расти, и пока звонки не теряют своей актуальности для пользователей. При этом все больше абонентов переходят на пакетные тарифы, в которые включены и голос, и интернет–трафик, в том числе безлимит на соцсети и мессенджеры", — пояснили в Tele2.

С этим отчасти солидарен и ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. По его словам, если абонент хочет гарантированно дозвониться до собеседника, то альтернативы у него все равно нет.

"Раньше говорили, что мессенджеры убьют sms. Но теперь видно, что эти сообщения совсем про разное — кому–то важнее уместить мысль в 140 символов и чтобы его точно увидели сразу после доставки, а кто–то ценит общение в чатах, обязательно написав "привет" и последующий длинный текст", — приводит пример эксперт.

Городская рация

Китайская компания Oppo ранее объявила о планах по созданию смартфона, который будет обмениваться сообщениями и звонками без подключения к интернету или оператору сотовой связи. Ранее похожую технологию уже опробовала компания Volk. В этих устройствах планируют использовать пиринговую децентрализованную систему обмена данных — напрямую от одного гаджета к другому, но для поддержания целой сети гаджеты должны находиться на расстоянии 2–3 км друг от друга.

Сами операторы связи признают, что изучали эти проекты, некоторым они даже показались интересными. "Потенциально это можно использовать в качестве дополнительной технологии в местах, где нет доступа к мобильной связи или она ограничена. Там, где хорошо работает инфраструктура мобильных операторов, p2p–решения, скорее всего, будут уступать в удобстве и качестве мобильной связи. В любом случае судить об этом стоит с запуском на рынок первых подобных устройств", — заключили в Tele2.

Есть разные концепции дальнейшего развития голосовой связи. Одно время считалось, что мы пойдем по скандинавской модели: передача голоса станет бесплатной, а абонент будет платить за пакет интернета. Однако в России она вряд ли приживется. У нас очень дешевая связь, из–за этого у операторов мало пространства для маневра. Операторам приходится как минимум "отбивать" расходы на "интерконнект" за межоператорские звонки. Чтобы не уйти в минус, какие–то деньги с абонентов все же придется брать. Сегодня у нас все завязано на пакетных тарифах, поэтому при снижении голосового трафика вряд ли операторы повысят стоимость таких услуг — они просто сократят число минут в пакетах. "Голос" не выродится до конца, поскольку есть масса устройств, которые проще использовать для его передачи. Эта история надолго. Также надо понимать, что в России есть отдаленные территории, которые покрыть сетью четвертого поколения технически сложно, это было бы экономически нецелесообразно. Поэтому придется пользоваться уже построенной сетью GSM. Другой вопрос, что можно будет отключить сеть 3G, поскольку она дублирует 2G и LTE.
Антон Погребинский
Антон Погребинский
партнер ACM–Consulting
Переход абонентов в мессенджеры — не угроза, а новые вызовы, которые стоят перед всеми участниками рынка. То, что голос по трафику уже уступает интернет–передаче данных, не новость. Поэтому доступность приложений и скорость интернета сегодня играют особенно важную роль. Чтобы голос полностью перевести в VoLTE, необходима поддержка всеми телефонными терминалами технологий VoLTE и VoWiFi, причем поддержка всеми производителями телефонов параметров сети конкретного оператора. Технология VoLTE сложная, поэтому параметры у каждого оператора отличаются. Оператор должен быть уверен, что конкретные аппараты будут в его сети работать корректно. И влиять на это операторам сложно.
Юрий Нехайчук
Юрий Нехайчук
официальный представитель ПАО "МегаФон"
Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама