Как в Лувре. Фотографии Кандиды Хефер в Эрмитаже

Автор фото: Архив "ДП"
В Главштабе, рядом с залами Ильи Кабакова, Жака Липшица и Дмитрия Александровича Пригова, открылась экспозиция Кандиды Хёфер. Пока что она временная, но, кто знает, может быть, в недалеком будущем этот знаменитый немецкий фотограф, уже выставлявшийся в Эрмитаже, будет представлен не краткосрочным проектом.
Хёфер — одна из лидеров Дюссельдорфской школы. Еще в 1970–х в Дюссельдорфской академии художеств, где учились классики постмодернизма, где в 1960–е профессорствовал Йозеф Бойс и бунтовало студенчество, образовался круг молодых фотографов. Они были учениками Бернда и Хиллы Бехер, вошедших в историю пейзажами, снятыми на территории выведенных из эксплуатации заводов и фабрик в Рурской области. Созданные Бехерами величественные виды промышленных руин вдохновили учеников на поиск новой монументальной фотографии. Опустевшие публичные пространства, архитектура как предмет созерцания — это ключевые сюжеты фотографов Дюссельдорфской школы, разработавших за несколько десятилетий своеобразный каталог образов отсутствия и пустоты. Из мастерской Бехеров вышли ныне известные во всем мире Андреас Гурски, Томас Руфф, Томас Штрут и Кандида Хёфер. Удачные также в разных жанрах — от интерьерной фотографии и портретов до съемки музейных экспонатов, они объединены стремлением экспериментировать с фотографией как с художественным языком.
Хёфер пробовала силы в жанре портрета, снимала печальных зверей в европейских зоопарках, запечатлела двенадцать фигур из знаменитого цикла Огюста Родена "Граждане Кале", но славу ей принесли прежде всего фотографии публичных пространств. От ее снимков офисов, банков и залов ожидания — непривычно безлюдных, снятых предельно отчетливо и напечатанных как картины большого масштаба, — зрителю становится не по себе. Эти странные фиксации социальной архитектуры показывают нам повседневную жизнь, лишенную свойственной ей беспорядочности и неуловимости. Эрмитажный проект, возвращающий нас к серии, созданной Хёфер в 2014 году, во время пребывания в Петербурге, немного похож на ее выставку в Лувре. Впрочем, это приятное избирательное сродство. Тем более что художница на этот раз не ограничилась только залами музея.
Станислав Савицкий, арт–критик