Фото: Ваганов Антон

ТПУ встают на рельсы. Петербург и Ленобласть свяжут пересадочными узлами на базе пригородных станций

Железнодорожные станции под Петербургом обещают превратить в пересадочные узлы с минимальными затратами. Выбор приоритетных направлений будет зависеть от пассажиропотока и тарифной политики. Реализация идеи начнется с пробного проекта в Отрадном. Чиновники надеются снизить автомобильный трафик на региональных дорогах.

Петербург свяжут с Ленинградской областью сетью транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) на базе пригородных железнодорожных станций. Пилотным проектом станет модернизация платформы Ивановская в Отрадном. Траты на реализацию идеи планируют урезать до минимума.

Дали зеленый свет. Градсовет Ленобласти согласовал проект планировки ТПУ "Кудрово"

Дали зеленый свет. Градсовет Ленобласти согласовал проект планировки ТПУ "Кудрово"

9965
Алексей Кумачев

Работа над проектом активизировалась на фоне роста региональных пассажироперевозок. В прошлом году АО "Северо-Западная пригородная пассажирская компания" (СЗППК) перевезла более 80 млн человек, что на 5% больше по сравнению с 2017-м. Этот показатель стал самым высоким за последние 8 лет.

Предложенная концепция дополняет общую схему развития маршрутных сообщений города и региона. Ранее в рамках этой программы были определены несколько приоритетных ТПУ, в том числе в Девяткино, Кудрово и Рыбацком. Однако с поиском инвесторов возникали проблемы.

Сезон заторов

По данным АНО "Дирекция по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области", рабочая группа по вопросу развития ТПУ на базе железной дороги собралась в начале февраля. В качестве пилотного этапа была предложена станция Ивановская в Отрадном. Проезд оттуда до ближайшей станции метро "Рыбацкое" обходится в 41 рубль. Пассажиропоток станции составляет около 2 тыс. человек в сутки. Авторами идеи выступило АО "Северо-Западная пригородная пассажирская компания".

В управлении по транспорту Ленобласти одобряют выбор Отрадного в качестве пилотной площадки. "Основной плюс такой истории в том, чтобы разгрузить Мурманское шоссе и региональные дороги от транзитного транспорта. Проблема заторов в дачный сезон в Кировском районе актуальна", — говорят в транспортном блоке правительства региона.

Планируется, что первоначальные траты на создание ТПУ будут минимальными. Для пересадочного узла приведут в порядок благоустройство территории, организуют подъезд к станции общественного транспорта, переоборудуют автобусные остановки и зал ожидания, откроют перехватывающие парковки и места стоянки такси. Параллельно будут пересмотрены маршруты автобусов, курсирующих через Отрадное.

"Ренейссанс Констракшн" инвестирует 20 млрд рублей в трамвайную линию и ТПУ "Южный"

"Ренейссанс Констракшн" инвестирует 20 млрд рублей в трамвайную линию и ТПУ "Южный"

381

Представители "Октябрьской железной дороги" (ОЖД) также поддерживают необходимость создания ТПУ на базе станции Ивановская. В организации выразили принципиальное согласие на использование своей полосы отвода для организации перехватывающих парковок.

"Учитывая опыт Дирекции по подготовке проектов, для создания логистически и пространственно продуманного и комфортного ТПУ железнодорожной станции Ивановская, включая организацию подъезда к станции, обустройство автобусных остановок и зала ожидания, перехватывающей парковки, мест стоянки такси, целесообразна разработка документации по планировке территории в целях сокращения затрат и времени на подготовку этого проекта", — отметила начальник управления по государственно-частному партнерству и внешним связям дирекции Ольга Потифорова.

Перечень приоритетных станций, требующих создания ТПУ, пока не определен. Однако в АНО подчеркивают, что их выберут с учетом пассажиропотока и тарифной политики. Затраты обещают урезать до минимального уровня. По итогам встречи сотрудники дирекции, железнодорожники и власти Ленобласти договорились заняться работой по планировке территории. Прежде всего будет проведено транспортное моделирование и социологическое исследование мнения населения.

Рекордные сборы

Согласно отчетным данным, в прошлом году СЗППК перевезла более 80 млн человек, что на 5% больше, чем в 2017-м. Этот показатель стал самым высоким за последние 8 лет. В целом годовой пассажирооборот перевозчика оценивается в 3 млрд пассажиро-километров, или 105% к аналогичному периоду 2017-го. Средняя населенность поездов возросла на 4%.

"Для достижения этих показателей в 2018 году компанией был внедрен ряд новаций. Например, расширена география курсирования электропоездов "Ласточка", а также увеличено их количество на уже действующих маршрутах. Назначены в ежедневном обращении две дополнительные пары "Ласточек" в направлении Выборга. Переведена в обслуживание составами "Ласточка" одна пара поездов на участке Петербург-Балтийский — Калище, а с декабря прошлого года четыре электропоезда "Ласточка", приобретенные компанией, начали обслуживать участок Петербург-Главный — Тосно", — отмечают в СЗППК.

Статистика "Октябрьской железной дороги" также свидетельствует о позитивных изменениях. За минувший год с вокзалов и станций северо-западного подразделения РЖД было отправлено более 159 млн пассажиров, что на 6% больше 2017-го. Поездами пригородного сообщения воспользовались 140,1 млн человек (+5,5%), поездами дальнего следования — около 19 млн (+8,6%).

По итогам проведения соцопроса выяснилось, что динамика общего уровня удовлетворенности различными видами транспорта в Петербурге и Ленобласти растет. Как показывают результаты исследования, наибольший рост отмечен в оценке работы пригородного электротранспорта — 23,4%. Эксперты подчеркивают, что более 82% респондентов довольны работой этого вида транспорта.

"Стоит указать, что оценка работы электричек уже имела резкий скачок в 2015 году (на 14,5%). Важно отметить, что за прошедшие 4 года проведения исследования пригородный электротранспорт с последнего места по числу удовлетворенных пассажиров переместился на второе (учитывая положительную динамику оценки работы пригородных электричек в 2015-2017 годах, а также почти пятикратный рост числа опрошенных в 2018 году, данная динамика не может считаться случайной)", — пояснили в пресс-службе Дирекции по развитию транспортной системы.

Инвестиционные риски

Предполагается, что концепцию сети ТПУ на базе железнодорожных станций в Ленобласти помогут создать проектировщики, работавшие над пересадочными узлами в Петербурге и ближайшем пригороде. Изначально в масштабном проекте были определены 11 первоочередных объектов, включая ТПУ "Пулково", "Сенная площадь", "Балтийская", "Купчино", "Южное", "Рыбацкое", "Площадь Ленина", "Удельная", "Парнас", "Балтийская жемчужина" и "Путиловская". Стоимость инвестиций оценивалась в 400 млрд рублей, а завершение строительства намечали на 2030 год.

Чиновники хотели привлечь инвесторов, но так и не смогли самостоятельно найти партнеров, готовых вложить частные средства. В 2016 году для этих целей был приглашен брокер — компания The far east & Pacific investments (FEPI). Однако с реализацией планов возникли проблемы. К примеру, открыть ТПУ в Девяткино к футбольному Чемпионату мира не успели. Соглашение с инвестором было подписано только на ПМЭФ-2018. Вложить деньги в инфраструктуру согласилась челябинская компания "Первая транспортная корпорация", а ООО "Яндекс.Автобусы" поможет с цифровой платформой.

Концепция узла в Девяткино предусматривает реализацию проекта на основе концессионного соглашения. Ориентировочные затраты на создание первой очереди составят 406 млн рублей. Общие инвестиции в проект, который включает также строительство развязки с КАД, автомобильного обхода Мурино и Нового Девяткино, а также модернизацию перекрестков на автодороге Петербург — Матокса, превысят 4 млрд рублей.

Проект планировки транспортно-пересадочного узла в Кудрово власти Ленобласти согласовали в прошлом году. Предварительная стоимость проекта на тот момент оценивалась в 7,6 млрд рублей. Затраты инвесторов окупятся за счет коммерческих помещений. Строительство нового автовокзала "Южный" возле станции метро "Купчино" обойдется в 4,1 млрд рублей, что более чем в 8 раз превышает первоначальную смету. Смета всей сети первоочередных ТПУ на выездах из Петербурга сейчас оценивается в 18,6 млрд рублей.

Антон Тарануха Все статьи автора
4 февраля 2019, 16:18 21246
Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама