Железнодорожные станции под Петербургом обещают превратить в пересадочные узлы с минимальными затратами. Выбор приоритетных направлений будет зависеть от пассажиропотока и тарифной политики. Реализация идеи начнется с пробного проекта в Отрадном. Чиновники надеются снизить автомобильный трафик на региональных дорогах.
Петербург свяжут с Ленинградской областью сетью транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) на базе пригородных железнодорожных станций. Пилотным проектом станет модернизация платформы Ивановская в Отрадном. Траты на реализацию идеи планируют урезать до минимума.
Работа над проектом активизировалась на фоне роста региональных пассажироперевозок. В прошлом году АО "Северо-Западная пригородная пассажирская компания" (СЗППК) перевезла более 80 млн человек, что на 5% больше по сравнению с 2017-м. Этот показатель стал самым высоким за последние 8 лет.
Предложенная концепция дополняет общую схему развития маршрутных сообщений города и региона. Ранее в рамках этой программы были определены несколько приоритетных ТПУ, в том числе в Девяткино, Кудрово и Рыбацком. Однако с поиском инвесторов возникали проблемы.
Сезон заторов
По данным АНО "Дирекция по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области", рабочая группа по вопросу развития ТПУ на базе железной дороги собралась в начале февраля. В качестве пилотного этапа была предложена станция Ивановская в Отрадном. Проезд оттуда до ближайшей станции метро "Рыбацкое" обходится в 41 рубль. Пассажиропоток станции составляет около 2 тыс. человек в сутки. Авторами идеи выступило АО "Северо-Западная пригородная пассажирская компания".
В управлении по транспорту Ленобласти одобряют выбор Отрадного в качестве пилотной площадки. "Основной плюс такой истории в том, чтобы разгрузить Мурманское шоссе и региональные дороги от транзитного транспорта. Проблема заторов в дачный сезон в Кировском районе актуальна", — говорят в транспортном блоке правительства региона.
Планируется, что первоначальные траты на создание ТПУ будут минимальными. Для пересадочного узла приведут в порядок благоустройство территории, организуют подъезд к станции общественного транспорта, переоборудуют автобусные остановки и зал ожидания, откроют перехватывающие парковки и места стоянки такси. Параллельно будут пересмотрены маршруты автобусов, курсирующих через Отрадное.
Представители "Октябрьской железной дороги" (ОЖД) также поддерживают необходимость создания ТПУ на базе станции Ивановская. В организации выразили принципиальное согласие на использование своей полосы отвода для организации перехватывающих парковок.
"Учитывая опыт Дирекции по подготовке проектов, для создания логистически и пространственно продуманного и комфортного ТПУ железнодорожной станции Ивановская, включая организацию подъезда к станции, обустройство автобусных остановок и зала ожидания, перехватывающей парковки, мест стоянки такси, целесообразна разработка документации по планировке территории в целях сокращения затрат и времени на подготовку этого проекта", — отметила начальник управления по государственно-частному партнерству и внешним связям дирекции Ольга Потифорова.
Перечень приоритетных станций, требующих создания ТПУ, пока не определен. Однако в АНО подчеркивают, что их выберут с учетом пассажиропотока и тарифной политики. Затраты обещают урезать до минимального уровня. По итогам встречи сотрудники дирекции, железнодорожники и власти Ленобласти договорились заняться работой по планировке территории. Прежде всего будет проведено транспортное моделирование и социологическое исследование мнения населения.
Рекордные сборы
Согласно отчетным данным, в прошлом году СЗППК перевезла более 80 млн человек, что на 5% больше, чем в 2017-м. Этот показатель стал самым высоким за последние 8 лет. В целом годовой пассажирооборот перевозчика оценивается в 3 млрд пассажиро-километров, или 105% к аналогичному периоду 2017-го. Средняя населенность поездов возросла на 4%.
"Для достижения этих показателей в 2018 году компанией был внедрен ряд новаций. Например, расширена география курсирования электропоездов "Ласточка", а также увеличено их количество на уже действующих маршрутах. Назначены в ежедневном обращении две дополнительные пары "Ласточек" в направлении Выборга. Переведена в обслуживание составами "Ласточка" одна пара поездов на участке Петербург-Балтийский — Калище, а с декабря прошлого года четыре электропоезда "Ласточка", приобретенные компанией, начали обслуживать участок Петербург-Главный — Тосно", — отмечают в СЗППК.
Статистика "Октябрьской железной дороги" также свидетельствует о позитивных изменениях. За минувший год с вокзалов и станций северо-западного подразделения РЖД было отправлено более 159 млн пассажиров, что на 6% больше 2017-го. Поездами пригородного сообщения воспользовались 140,1 млн человек (+5,5%), поездами дальнего следования — около 19 млн (+8,6%).
По итогам проведения соцопроса выяснилось, что динамика общего уровня удовлетворенности различными видами транспорта в Петербурге и Ленобласти растет. Как показывают результаты исследования, наибольший рост отмечен в оценке работы пригородного электротранспорта — 23,4%. Эксперты подчеркивают, что более 82% респондентов довольны работой этого вида транспорта.
"Стоит указать, что оценка работы электричек уже имела резкий скачок в 2015 году (на 14,5%). Важно отметить, что за прошедшие 4 года проведения исследования пригородный электротранспорт с последнего места по числу удовлетворенных пассажиров переместился на второе (учитывая положительную динамику оценки работы пригородных электричек в 2015-2017 годах, а также почти пятикратный рост числа опрошенных в 2018 году, данная динамика не может считаться случайной)", — пояснили в пресс-службе Дирекции по развитию транспортной системы.
Инвестиционные риски
Предполагается, что концепцию сети ТПУ на базе железнодорожных станций в Ленобласти помогут создать проектировщики, работавшие над пересадочными узлами в Петербурге и ближайшем пригороде. Изначально в масштабном проекте были определены 11 первоочередных объектов, включая ТПУ "Пулково", "Сенная площадь", "Балтийская", "Купчино", "Южное", "Рыбацкое", "Площадь Ленина", "Удельная", "Парнас", "Балтийская жемчужина" и "Путиловская". Стоимость инвестиций оценивалась в 400 млрд рублей, а завершение строительства намечали на 2030 год.
Чиновники хотели привлечь инвесторов, но так и не смогли самостоятельно найти партнеров, готовых вложить частные средства. В 2016 году для этих целей был приглашен брокер — компания The far east & Pacific investments (FEPI). Однако с реализацией планов возникли проблемы. К примеру, открыть ТПУ в Девяткино к футбольному Чемпионату мира не успели. Соглашение с инвестором было подписано только на ПМЭФ-2018. Вложить деньги в инфраструктуру согласилась челябинская компания "Первая транспортная корпорация", а ООО "Яндекс.Автобусы" поможет с цифровой платформой.
Концепция узла в Девяткино предусматривает реализацию проекта на основе концессионного соглашения. Ориентировочные затраты на создание первой очереди составят 406 млн рублей. Общие инвестиции в проект, который включает также строительство развязки с КАД, автомобильного обхода Мурино и Нового Девяткино, а также модернизацию перекрестков на автодороге Петербург — Матокса, превысят 4 млрд рублей.
Проект планировки транспортно-пересадочного узла в Кудрово власти Ленобласти согласовали в прошлом году. Предварительная стоимость проекта на тот момент оценивалась в 7,6 млрд рублей. Затраты инвесторов окупятся за счет коммерческих помещений. Строительство нового автовокзала "Южный" возле станции метро "Купчино" обойдется в 4,1 млрд рублей, что более чем в 8 раз превышает первоначальную смету. Смета всей сети первоочередных ТПУ на выездах из Петербурга сейчас оценивается в 18,6 млрд рублей.