Стороной пройти. Лоскутное одеяло Выборгского района

Автор фото: Сергей Ермохин
Автор фото: Сергей Ермохин
Среди риелторов есть мнение, что Выборгский район — лучший для жизни в Петербурге. Его хвалят за транспортную инфраструктуру и зеленые зоны, но при этом — вот противоречие — ругают за худшую в городе экологию.
Корректны ли такие заключения — конечно, вопрос. Сейчас Выборгский район — это лоскутное одеяло из самых разных территорий и пример того, как устарело городское зонирование. Вытянувшись от Невы до северной границы с Ленобластью, он включает в себя и типичную для центра дореволюционную застройку, и дикие по меркам мегаполиса земли вокруг Парголово и Левашово.
Урбанисты говорят: это не так уж вредно, поскольку у районных администраций все равно недостаточно полномочий. Но один болезненный вопрос все–таки есть — это устройство детей в школы и детские сады. "Распределение мест в нашем городе идет по районам. И в результате роста населения в "Северной долине" с дефицитом мест в итоге столкнутся жители старых освоенных районов, где с социальной инфраструктурой вроде бы все не так плохо", — отмечает Александр Холодов, гендиректор Института территориального планирования "Урбаника".
Еще один топ, в котором Выборгский район занимает первую строчку, — это рейтинг объема выполненных строительных работ (32,4 млрд рублей за 2017 год). Лидерство неоспоримое: порядка 18,3% от общего объема, в 2 раза больше, чем у "догоняющих". Как объясняют в районной администрации, скорее всего, такой вклад обеспечен активностью застройщиков промышленной и социальной инфраструктуры. По объему сданного жилья Выборгский район занял в прошлом году лишь второе место (12,5%).
Самыми перспективными для инвесторов власти называют промышленные зоны Каменка и Парнас. Активность производителей видна и по объему отгруженной продукции. За прошлый год он составил 177,5 млрд рублей, это 7,7% от общегородского объема (второе место в городе).
Есть и тенденция к выводу производственных площадок из исторической части. Вместо них на Выборгской набережной открываются офисные центры. "Потенциал для дальнейшего редевелопмента остается и под жилую, и под коммерческую функции. Если говорить про часть Выборгского района, приближенную к центру города, то речь здесь в большей степени идет про редевелопмент промышленных территорий под офисы, тогда как северная часть района еще обладает земельным потенциалом для развития жилья", — говорит Владислав Фадеев, руководитель отдела исследований компании JLL в Петербурге.

Царь горы Парнас

Ключевая точка роста Выборгского района — территории вокруг станции метро "Парнас". Именно сюда, в высотные новостройки, тянется новый бизнес. "Северная долина" — крупнейший в России проект комплексного освоения территорий, где уже построено 2 млн м2, еще полмиллиона — в процессе строительства. Застройщик хвастается, что в микрорайоне уже сейчас работает пять детских садов и два корпуса школы. Но урбанисты по–прежнему критикуют его за отсутствие инфраструктуры и особенно за архитектурную сухость. Среди эмоций, отмеченных на карте пользователями проекта ИТМО Imprecity, преобладает страх. Пользователи указывают и злость, и отвращение. "Панельное гетто, которое придется сносить", — высказывает свое мнение один из пользователей. Впрочем, нашлись и те, кто оценил чистоту района, а также "отличные булочные и кофейни".
"В планах по развитию нового жилого района находится обустройство собственного парка, — обещает Дмитрий Калинин, директор проекта "Северная долина" компании "Главстрой Санкт–Петербург". — Новый "Долина парк" площадью 10,8 га объединит в себе культурную, спортивную и развлекательную функции. Здесь будет система пешеходных дорожек, общественная зона, парковые объекты, многофункциональный павильон с кафе, малые архитектурные формы, игровые и спортивные пространства, велосипедная инфраструктура".
Одновременно компания получила разрешение на строительство крупного многофункционального комплекса рядом со станцией метро "Парнас". "Концепция МФК еще разрабатывается. Но в будущем именно этот проект призван стать центром деловой и коммерческой активности всего Парнаса", — говорит Калинин. В администрации района подчеркнули, что с застройщиком согласована карта комплексного развития на 2018–2024 годы.

Угроза из воздуха

Есть у Выборгского района и такое лидерство, хвастаться которым не пристало, — он самый грязный. Официальные данные Петростата: выбросы в атмосферу за 2016 год составили 46,9 кг (+2,6% к 2015 году). Это в 4 раза больше среднегородского значения. Жители опасаются, что ситуация может еще ухудшиться, если будет реализован проект мусоросжигательного завода в промышленной зоне Каменка в поселке Левашово. Проект вызвал протесты, но еще в сентябре комитет по инвестициям подтверждал намерения привлечь инвестора. С другой стороны, о его судьбе еще может высказаться исполняющий обязанности губернатора Александр Беглов.
Контрастирует с этими планами активное освоение зеленых пригородов, в том числе соседнего Парголово. Сейчас там бурная стройка, недавно согласовали даже 85–метровую высотку. Но с транспортной доступностью все плохо. Станцию метро на перспективной схеме, конечно, нарисовали, но даже на бумаге до реального проекта еще лет двадцать. "Парголово относится к числу недорогих окраин с перспективой роста и развития. В большей степени, чем Мурино или даже Парнас. Но появление там метрополитена — это несбыточные мечты", — считает шеф–редактор еженедельника "Недвижимость и строительство Петербурга" Дмитрий Синочкин. "Что касается метро — я несколько лет назад с людьми встречался, показывал — вот здесь будет кольцевая. И они тогда тоже спрашивали: вы верите? Почему нет, есть же планы, мы растем, и город растет", — возражает Аркадий Скоров, генеральный директор компании "Дальпитерстрой".
Вообще, зеленые зоны и парки — сильная сторона Выборгского района, но об их благоустройстве активисты говорят лишь с горечью. Взять, например, парк Сосновка — настоящий лесной массив внутри города. Однако никакая креативная идея по этому поводу чиновников не посещает, точкой для притяжения бизнеса он тоже не стал. Зато жители чем богаты — тем и рады.
"У людей проблема стоит, чтобы хотя бы победили крыс, которые завелись в парке, а остальное можно не трогать, пускай как есть лесопарк, так и остается, — говорит Красимир Врански, лидер движения "Красивый Петербург". — Вообще, парки в спальных районах финансируются по остаточному принципу, и сейчас есть парки, которые гораздо больше нуждаются в финансировании, чем Сосновка. Люди вообще очень боятся благоустройства авторства чиновников, потому что те выпиливают деревья, деньги осваивают, а сажают какие–то колючки".
Остается смотреть на иностранный опыт благоустройства и тихонько надеяться, что рано или поздно внятное стратегическое видение появится и у нас.

Историческая справка

Обломов тут жил

Еще до основания Петербурга Выборгской стороной называли местность с деревеньками и дорогой на Выборг. Особенность Большой Невки заключалась в том, что при наводнениях тут не повышался уровень воды, поэтому при Петре Великом берег стали застраивать складами, амбарами и госпиталями.
Здесь жил и гончаровский Обломов: «Мир и тишина покоятся на Выборгской стороне, над ее немощеными улицами, деревянными тротуарами, над тощими садами, над заросшими крапивой канавами, где под забором какая–нибудь коза, с оборванной веревкой на шее, прилежно щиплет траву или дремлет тупо», — писал Гончаров в своем романе 1859 года.
Но это были, пожалуй, последние годы «тиши» Выборгского района. В 1870 году здесь загремят паровозы Финляндской железной дороги. В 1875 году начнут сооружать постоянный Литейный мост.
И уже к концу столетия сторона превратится в мощный промышленный центр, где располагались крупнейшие предприятия страны: чугунолитейный и котельный завод Г.А. Лесснера, машиностроительный завод Л.Э. Нобеля, телефонная фабрика Л.М. Эриксона, завод «Арсенал», бумагопрядильные и ткацкие мануфактуры.
Где есть заводы, там есть и рабочие окраины — сегодня они образуют историческую часть застройки на юге района.
Однако северные территории все еще предавались усладам и лености — там находились усадебные владения придворной знати (Левашово, Озерки, Шувалово). Дачи появлялись и вокруг Лесного института, который распродавал часть своих земель частным лицам, чтобы поправить финансовое положение.
Типовая застройка захватывала тихие территории постепенно. В 1950–х она пришла в район Лесного, с 1980–х годов — на территорию Озерков.
А уже в наше время массовая застройка добралась до Парголово и Левашово.
С увеличением рождаемости в районе выросло и количество детских центров и частных детских садов. Когда нынешние малыши подрастут, актуальной будет работа с подростками. Частные продуктовые магазины потеряли актуальность в пользу сетевых. А вот количество ресторанов можно считать недостаточным, что, на наш взгляд, связано со спецификой района. Он является спальным, и многие предприниматели опасаются отсутствия постоянного потока клиентов.
Александр Курбатов
замглавы администрации Выборгского района
Промзоны в Выборгском районе были серьезные, это был большой кластер из старых советских предприятий с проблемными с точки зрения выбросов технологиями. Сейчас девелоперы искусственно создают представление о районе, что там все здорово, есть ажиотажные продажи и надо покупать. Но, судя по реальным сделкам, люди выбирают все–таки более экологически благоприятные районы — тот же Приморский, хотя это и далеко от центра и транспортная доступность там пока сложная.
Елена Дорогова
исполнительный директор Гильдии риелторов Петербурга