Как "Грифоны" делают деньги. На чем может заработать спортивный клуб

 

Иной раз даже такое словосочетание, как "американский футбол", может быть расценено обывателем как угроза национальной культуре. Эта игра появилась в нашей стране в конце 1980–х, в начале 1990–х собирала многотысячные стадионы на играх между российскими и американскими командами, потом бум заметно поутих. Сейчас в России 30 клубов. Наш клуб "Грифоны" живет и развивается полностью за счет взносов игроков и меценатов из их же числа. Сегодня у нас тренируется около 100 человек во взрослой мужской команде, 40 — в юниорской и 40 — в женской (клуб "Валькирии" играет в чемпионате Финляндии). Грамотный финансовый менеджмент позволяет нам покупать самое современное тренировочное оборудование и получать тренерский опыт в Европе и США.
В клубе нет профессиональных спортсменов, каждый из нас днем работает врачом, столяром, программистом, а вечером надевает шлем, защиту и выходит на поле. Мы играем не ради зарплат и бонусов, а для получения удовольствия от игры и эмоций. С 2010 года мы пытались найти бюджет на функционирование нашего клуба на стороне: обивали пороги чиновников и бизнесменов в надежде наскрести 2–4 млн рублей на содержание команды для участия в чемпионате России. В 2015 году стало ясно, что это не просто бесполезное, но еще и опасное занятие. Даже если бы кто–то из спонсоров вдруг выделил нам бюджет, прекращение этого финансового потока привело бы к кончине клуба. Так произошло с футбольным клубом "Тосно" в этом году, который развалился, несмотря на выдающиеся успехи футболистов и тренерского состава.
Осознав подобные перспективы, мы решили: необходимо превращать клуб в стабильный, понятный и прогнозируемый механизм для зарабатывания денег. Мы организовали производство и продажу сувенирной продукции, добились, что каждая игра в этом сезоне транслируется онлайн с четырех камер с профессиональной графикой и качественными комментариями. С нового сезона мы будем продавать в этой трансляции рекламные блоки. Мы продаем рекламные места на матчах, размещаем баннеры спонсоров. Стоит все это смешных денег, но мы хотим поставить такую работу на поток. Конечно, все наши заработки на текущий день — лишь капля в море по сравнению с тем, что нам нужно для полноценного развития. Тем не менее наша глобальная цель — стать лучшей командой в Европе. Мы хотим играть с самыми сильными командами Старого Света и обыгрывать их. И для этого нужно очень много сделать, мы лишь в начале пути.
Еще мы хотим доказать, что спорт может быть в России бизнесом, что можно развивать команду на деньги, которые клуб зарабатывает сам, и не быть марионетками в руках топ–менеджеров госкорпораций, которые решили потешить свое самолюбие.
Автор банкир, IT–предприниматель и спортсмен Михаил Гаврилов.