Метро продолжается. Смольный готов отдать 274 млн рублей за новые проекты станций зеленой ветки

Хотя федеральное финансирование строительства петербургского метрополитена завершилось с открытием станций "Новокрестовская" и "Беговая", городские чиновники приступили к проектированию продолжения зеленой ветки метро.

В Смольном отказались от старого проекта строительства станций Невско–Василеостровской линии "Яхтенная" и "Зоопарк" и начали поиск подрядчика, чтобы скорректировать проектную документацию для этого участка.

Новые выходы

Как сообщили "ДП" в комитете по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ), старый проект был разработан в 2013 году и за 5 лет попросту устарел. Он включал в себя строительство продолжения зеленой линии от "Приморской" — станций "Новокрестовская", "Беговая", "Яхтенная" и "Зоопарк". Первые две станции были открыты 26 мая, после чего в ведомстве объявили о том, что хотят изменить проект. За корректировку документации в Смольном готовы отдать до 274 млн рублей.
"С 2013 года прошло более 5 лет, и это нормально, что спустя столько времени вносятся корректировки в проект. За это время могли поменяться технологии, могла измениться ситуация с выходами на поверхность или переносом сетей. Это рабочая ситуация, характерная для строительства крупных гражданских объектов, причем не только в России, но и за рубежом", — рассказал генеральный директор Объединения подземных строителей и проектировщиков Сергей Алпатов.
Из ключевых изменений, которые будут внесены в новый проект, в первую очередь стоит назвать изменение местоположения станций. Теперь "Яхтенную" хотят построить севернее перекрестка Туристской ул. и Богатырского пр., а "Зоопарк" — северо–восточнее пересечения Комендантского пр. и Шуваловского пр.
Будущее местоположение станций изменилось из–за того, что городские власти отказались от строительства зоопарка в Юнтоловском заказнике, неподалеку от которого, по первоначальным планам, и должна была разместиться одноименная станция. В Смольном провели анализ предполагаемого пассажиропотока и поняли, что строить метро нужно ближе к "Ленте". Что касается "Яхтенной", то она просто потянулась за "Зоопарком", в соответствии с требованиями нормативов метрополитена.
По условиям конкурса на новый проект, он должен быть готов до 27 июня 2019 года. В КРТИ сообщили, что если проблем с финансированием не возникнет, то дальше все будет развиваться по следующему сценарию: после сдачи проекта в 2019 году он сначала пройдет экспертизу, потом около года будет вестись подготовка к строительству, и, наконец, в конце 2020–го — начале 2021 года начнется непосредственно строительство станций.

Глубина дорогого стоит

Новые станции метро будут мелкого заложения, как и недавно сданные "Беговая" и "Новокрестовская".
В ведомстве отметили, что станция "Зоопарк" должна быть пересадочной на "Шуваловский проспект", которая планируется как станция глубокого заложения. Сейчас в КРТИ, говоря о глубине продолжения Невско–Василеостровской линии, называют 25–30 м. По мнению специалистов комитета, небольшая глубина заложения экономически более целесообразна. "Строительство тоннелей и станций мелкого заложения происходит как раз в самых неблагоприятных условиях. Но благодаря применению проходческих комплексов нового поколения, высокоточной обделки тоннелей, дополнительных мероприятий по закреплению грунта, например "стены в грунте" и струйной цементации, это стало не просто возможно, но и позволило сократить сроки строительства. А, как известно, чем дольше длится строительство, тем оно дороже. Так что перспектива у станций и тоннелей на глубине 10–20 м есть. Строительство линий мелкого заложения постепенно набирает обороты не только в Петербурге, но и в Москве, где тоже реализуется строительство двухпутных тоннелей, более подходящих для небольшой глубины. Что касается продолжения прокладки Невско–Василеостровской линии за станцию "Беговая", то мы его с нетерпением ждем. Для начала работ не хватает только контракта и финансирования. Все остальное: щит, стартовый котлован, опыт и желание строить — у "Метростроя" есть", — сообщил заместитель генерального директора, главный инженер ОАО "Метрострой" Алексей Старков.
Несмотря на то что до начала строительства еще минимум 2 года, в Смольном уже озадачились вопросом названия новых станций: варианты "Яхтенная" и "Зоопарк" в ведомстве называют рабочими, поэтому топонимическая комиссия активно ведет прием предложений.
20 июня 2018 года КРТИ перестанет принимать конкурсные предложения на проект строительства станций, а через 6 дней после этого закупочная комиссия ведомства должна будет оценить заявки и сообщить о своем выборе.

Пять фронтов

КРТИ в конце мая пообещал, что объединит в один еще два конкурса: на разработку проекта строительства участка Лахтинско–Правобережной линии метрополитена от станции "Улица Дыбенко" до станции "Кудрово" и на создание предпроектной документации строительства электродепо "Правобережное".
Сейчас в статусе исполнения у городского монополиста в сфере создания подземки, компании "Метрострой", находятся три контракта на строительство Фрунзенско–Приморской (фиолетовой), Лахтинско–Правобережной (оранжевой) и Красносельско–Калининской (коричневой) линий метрополитена. Формально на исполнении также находится контракт на строительство "Беговой" и "Новокрестовской", однако официальное открытие станций уже состоялось. Весной губернатор Петербурга Георгий Полтавченко также рассказал, что уже идут предпроектные работы над кольцевой линией стоимостью около 300 млрд рублей.
В этом году власти обещают официально открыть три станции Фрунзенского радиуса — "Проспект Славы", "Дунайская", "Шушары", а также электродепо "Южное", стоимость которых составила 29,7 млрд рублей. В следующем году должен открыться участок до "Большого проспекта" ("Горный институт") на оранжевой линии за 20,7 млрд рублей.
По заявлениям Георгия Полтавченко, развитие метро для городских властей является приоритетом, и в ближайшие годы на подземку будет выделяться не менее 30 млрд рублей. На самое ближайшее время это обеспечит развитие метро, но лишь до открытия "Большого проспекта". В следующий раз красную ленточку перережут только в 2022 году — на открытии участка от станции "Казаковская" до станции "Путиловская" стоимостью 37,2 млрд рублей.
Анализ пассажиропотока показал, что станцию "Зоопарк" нужно перенести на два квартала вперед. Изначально планировалось построить станцию на пересечении Планерной ул. и Шуваловского пр., так как в Юнтоловском заказнике должен был появиться зоопарк. Сейчас центром притяжения стал квартал с активной жилой застройкой на пересечении Комендантского и Шуваловского пр. — в это место и перенесли станцию. Местоположение "Яхтенной" изменилось в связи с новыми нормативами проектирования метрополитена.
Сергей Харлашкин
председатель комитета по развитию транспортной инфраструктуры Петербурга
Чтобы система метро была эффективной, требуется вводить станции исходя из таких показателей, как пассажиропоток, прирост населения, ввод нового жилья в конце концов. Если брать за образец столичные темпы метростроения, в Петербурге на данный момент следовало бы говорить о строительстве минимум 30 новых станций — просто чтобы удовлетворить потребности населения города. Конечно, обеспечить такие темпы за счет бюджетных средств практически нереально. Поэтому необходимо менять подходы к проектированию метро: разрабатывать проекты комплексно, когда вокруг станций сосредотачиваются пересадочные узлы и торговые площади. Такой комплексный подход позволит создавать инвестиционно привлекательные объекты, а это даст возможность работать на перспективу, обеспечивая высокий темп экономического и социального развития города.
Сергей Алпатов
генеральный директор Объединения подземных строителей и проектировщиков
Есть какие–то плановые работы, ориентированные на имеющиеся у города деньги, а мероприятия вроде G–20, ПМЭФ или ЧМ–2018 — это определенные толчки для реализации дополнительных объектов за счет федеральных средств. В плановом режиме поддерживать те же темпы, что и с федеральным финансированием, можно, но это должно быть подкреплено имущественно–правовыми и финансовыми документами. Мы уже видели, как после крупного мероприятия было определенное замедление темпов строительства и развития новых проектов. Касательно создания инфраструктурных объектов: мы подсчитали, что в среднем нужно 5 лет, чтобы идея превратилась в разрезанную ленточку.
Кирилл Иванов
директор АНП "Объединение ДОРМОСТ"