Коррупция в медицине: факты и эмоции

Граждане склонны оценивать больницы и поликлиники как более коррумпированные места, чем школы, детские сады и вузы, обнаружили эксперты Комитета гражданских инициатив (КГИ) экс-министра финансов Алексея Кудрина после изучения проведенного в конце февраля опроса "Левада-центра". Это следует из доклада «Формальные и неформальные отношения в системах здравоохранения и образования», который есть у РБК.

Андрей Новицкий, главный врач Городской больницы №15:
Из текста, приведенного СМИ, не очень понятно, что в данном случае подразумевается под коррупцией. Это закупки и поставки или так называемая бытовая коррупция – грубо говоря, взятки, получаемые врачами от пациентов? А если пациент искренне желает поблагодарить врача за превосходную работу, в результате чего спасено здоровье, а то и жизнь, – это тоже взятка? Как это трактовать? И как это трактовали эксперты и опрошенные в ходе исследования респонденты? Иногда однозначно разграничить криминальное и некриминальное, этичное и неэтичное не представляется возможным, истина конкретна.
Кроме того, сегодня из-за особенностей финансирования или других причин некоторые лечебные учреждения испытывают недостаток в расходных материалах и лекарствах (я не беру в расчет крупные медицинские центры, где, как правило, всё в порядке). И просьба, рекомендация врача пациенту самостоятельно приобрести тот или иной препарат или что-нибудь не менее необходимое – это тоже нарушение, это тоже коррупция? Как это было квалифицировано?
В общественном сознании существует стереотип, согласно которому ситуация, сложившая в отечественном здравоохранении, провоцирует коррупционные проявления. Как специалист, могу сказать, что в таких оценках довольно сильна эмоциональная составляющая: пациенты, сталкиваясь с какими-то проблемами, в которых далеко не обязательно виноват врач, не всегда сдерживают эмоции.
Что касается прямых вымогательств взятки со стороны медиков, то сегодня это гораздо более редкое явление, нежели раньше. Зарплаты врачей в большинстве государственных учреждений достаточно высокие. В Петербурге выполняют «дорожную карту», принятую несколько лет назад, – о повышении денежного содержания сотрудников медицинских учреждений. В целом зарплата медработников сейчас соответствует целевым показателям. Говорить о том, что врачи сейчас мало получают и поэтому склонны к злоупотреблениям, я бы не стал. Если говорить о тех учреждениях, которыми я руководил в последние годы, то медики своими заработками – особенно теми выплатами, что пришлись на конец прошлого и начало нынешнего года – довольны.