Самые успешные стартапы 2017 года

Автор фото: Коммерсант

В топ–10 самых успешных стартапов в мире в 2017 году попали мессенджеры, заказ такси, доставка еды и другие IT–проекты, которые привлекли больше всего венчурных инвестиций. Аналоги некоторых из них уже пытаются внедрить и в Петербурге.

Петербургские стартаперы не отстают от мировых тенденций (см. рейтинг), развивая проекты, которые также нашли отклик у российских венчурных фондов и бизнес–ангелов. К примеру, рынок такси давно привлек внимание местных предпринимателей — так появилась онлайн–диспетчерская Let’s Taxi, по сути b2b–сервис, который позволяет увеличить прибыль таксопарка на 20% благодаря усилению контроля за каждой машиной. Что же касается беспилотных такси, то таких разработок в Петербурге нет, однако осенью 2017 года в Университете ИТМО рассчитали необходимое количество таких автомобилей, чтобы решить городские транспортные проблемы. Оказалось, что 150 тыс. беспилотных такси сократят число личных автомобилей (сейчас — 1,5 млн) в 10 раз. В России разработкой систем, помогающих водителю, занимается компания Cognitive Technologies, которая к 2025 году намерена создать беспилотный КамАЗ. Для этой цели Минобрнауки России выделило 300 млн рублей.
На безопасность переписки, как авторы Snapchat и Slack, сделал ставку петербуржец Степан Коршаков, экс–разработчик Telegram, который создал корпоративный мессенджер Actor. Около 5,2 млн рублей в 2016 году в стартап инвестировал IT–холдинг Embria. В России существует несколько крупных проектов, занимающихся защищенными мессенджерами. Среди них: SyncCloud, "Флодиум", "Сибрус", Titanium и пр. К слову, один из них может стать мессенджером для госструктур и госкорпораций.
Блюда из ресторанов в Петербурге доставляет стартап "Ланчвиль", также в городе работает ряд сервисов, специализирующихся на продуктовых наборах с рецептами для их приготовления. В числе последних — "Дома вкуснее" Андрея Кощеева и "Партия еды" Михаила Перегудова. Доставкой продуктов из гипермаркетов занимается петербургский сервис под названием iGooods.
Среди российских стартапов, позволяющих диагностировать онкологические заболевания, известен сколковский проект "ХимСервис", который уже привлек около 100 млн рублей. В числе аналогов платформы Farfetch можно назвать московский онлайн–магазин Aizel.ru, который использует похожую бизнес–модель. А в качестве примера строительного портала можно привести "Маистро", который хоть и располагает профилями экспертов по проектированию, монтажу и пр., но рассчитан скорее на специалистов отрасли.
"На самом деле очень много стартапов сделано выходцами из России, но на мировом рынке они не обязательно представлены как российский или петербургский проект, — говорит Полина Лукьянова, директор бизнес–инкубатора "Ингрия". — Иногда приезжаешь на мировую конференцию стартапов, разговариваешь с участниками и понимаешь, что как минимум в половине есть русские ребята. Но по разным причинам они открывают офисы в Европе, выбирают для масштабирования соседние страны. У нас сильные разработчики в сферах робототехники и искусственного интеллекта, но рынков нет. Если в 2017 году РФ продала всего 500 роботов, представьте, сколько продал Китай. Мы компетентны, но готовность рынка под вопросом".

Название: Argo Al (США)

Отрасль: Искусственный интеллект

Необходимый объем инвестиций: $1 млрд

 

В 2017 году инвестиции в размере $1 млрд привлек стартап Argo AI, который занимается разработкой технологий искусственного интеллекта, в частности, работает над системой "виртуальный водитель" для беспилотных автомобилей. К 2021 году команда проекта намерена представить собственный транспорт, не требующий ручного управления. Основателями компании стали экс–сотрудники Uber Technologies Питер Рендер и Google — Брайан Сейлски. В качестве инвестора проекта выступила автомобилестроительная компания Ford Motor Co.

Название: Grail (США)

Отрасль: Медицина

Необходимый объем инвестиций: $900 млн

 

Grail — проект биотехнологической компании Illumina, специализирующийся на разработке скрининг–тестов по определению рака на ранних стадиях. Стартап появился в январе 2016 года и уже тогда снискал финансовую поддержку Билла Гейтса и Джеффа Безоса (основатель Amazon), вложивших $100 млн. Спустя год стартап привлек еще $900 млн — средства необходимы для проведения ряда клинических испытаний, в которых примут участие более 500 тыс. человек. Кроме того, известно, что летом этого года очередным инвестором Grail стал японский холдинг Dentsu, который поможет американской компании развиваться на азиатском рынке.

Название: Careem (ОАЭ)

Отрасль: Транспорт

Необходимый объем инвестиций: $500 млн

 

Стартап Careem — приложение для заказа такси, появившееся в 2012 году в Дубае, на текущий момент признан одним из главных конкурентов Uber на Ближнем Востоке. В 2017 году стоимость проекта превысила $1 млрд — тогда же стартап привлек $500 млн от немецкого автоконцерна Daimler. Также в числе инвесторов и совладельцев Careem числятся компания Kingdom Holding, принадлежащая принцу Саудовской Аравии аль–Валиду, и государственная телекоммуникационная компания Saudi Telecom. Сейчас приложение работает в 12 странах, среди которых Египет, Пакистан, Турция и палестинские территории, — всего в 80 городах.

Название: Snapchat  (США)

Отрасль: Связь

Необходимый объем инвестиций: $500 млн

 

Мессенджер Snapchat привлек $500 млн. Это мобильное приложение, особенность которого в том, что все присланные сообщения доступны только на ограниченное время. В проект инвестировала вещательная компания NBCUniversal на нью–йоркской бирже NYSE, где были размещены акции компании Snap Inc. Благодаря торгам стоимость компании достигла $31,2 млрд. Сейчас число пользователей мессенджера превышает 150 млн человек, а ожидаемая прибыль в 2017 году может вырасти с $350 млн до $1 млрд.

Название Houzz(США)

Отрасль: E–commerce

Необходимый объем инвестиций: $400 млн

 

Платформа для обустройства дома Houzz, запущенная в 2009 году в США, предназначена для собственников жилых помещений, которые ищут строителя, архитектора или дизайнера. Сервис располагает более 1 млн профилей экспертов в различных областях и более 9 млн фотографий — вариантов дизайна интерьера. В 2017 году сервис привлек $400 млн при оценке $4 млрд. За все время существования проекта общий объем инвестиций составил $600 млн, известно, в частности, что в числе инвесторов стартапа выступали фонды GGV Capital и Sequoia Capital.

Название Instacart (США)

Отрасль: Сервис доставки продуктов

Необходимый объем инвестиций: $400 млн

 

Общая стоимость компании Instacart в 2017 году достигла $3,4 млрд, сервис доставки продуктов привлек $400 млн. Одним из инвесторов проекта стал фонд Sequoia Capital. Сервис начал работу в 2012 году в Сан–Франциско и работает только на территории США. С его помощью пользователи выбирают в сетевых магазинах необходимые продукты, и в течение 2 часов их привозит курьер. По мнению экспертов, прямыми конкурентами компании являются американские сервисы Good Eggs и Shipt, который в этом году также привлек инвестиции в размере $40 млн.

Название Farfetch (Великобритания)

Отрасль: E–commerce

Необходимый объем инвестиций: $397 млн

 

E–commerce–стартап Farfetch представляет собой онлайн–платформу по продаже люксовых брендов, сервис объединяет более 700 магазинов со всего мира. Сейчас сайт переведен на девять языков. Сам проект появился в 2008 году благодаря португальскому бизнесмену Жозе Невешему, однако в 2017 году китайский ретейлер JD инвестировал в стартап $397 млн и стал главным акционером. С помощью привлеченных средств Farfetch будет привлекать новых клиентов на азиатском рынке.

Название Deliveroo (Великобритания)

Отрасль: Сервис доставки продуктов

Необходимый объем инвестиций: $385 млн

 

Венчурный фонд DST Global российского предпринимателя Юрия Мильнера вложил $385 млн в стартап Deliveroo — лондонский сервис доставки еды из ресторанов, который оценивается в сумму, превышающую $2 млрд. Сегодня сервис работает в 12 странах и 200 городах. В Великобритании Deliveroo сотрудничает с 10 тыс. ресторанов, при этом в штате компании числятся 15 тыс. курьеров.

Название Slack (США)

Отрасль: Приложения

Необходимый объем инвестиций: $250 млн

 

Мессенджер для рабочей переписки Slack появился в 2009 году и, по версии Financial Times, на сегодняшний день признан одним из самых дорогостоящих проектов, занимающихся разработкой и продажей программного обеспечения. Сейчас его стоимость оценивается в $5,1 млрд. Также в этом году стартап привлек $250 млн от фонда Vision Fund японского холдинга SoftBank. Средства необходимы для маркетинга и расширения функций сервиса. Сейчас число пользователей Slack выросло до 5 млн человек, а оборот компании составляет примерно $1 млрд.

Название Via (Израиль)

Отрасль: Транспорт

Необходимый объем инвестиций: $250 млн

 

Еще один сервис для вызова такси привлек внимание автоконцерна Daimler. Помимо ближневосточной Careem, компания инвестировала $250 млн в израильский стартап Via, который был основан в 2012 году и сразу создал штаб–квартиру в США. Компания работает только в Нью–Йорке, Вашингтоне и Чикаго, ежемесячно организуя около 1 млн поездок. Проект работает по принципу Uber, но есть особенность: такси Via по дороге берет сразу несколько пассажиров в разных точках квартала, представляя собой некое подобие автобуса на заказ. За счет такого алгоритма компании удалось снизить стоимость поездки.